Posted 28 апреля 2011,, 18:08

Published 28 апреля 2011,, 18:08

Modified 1 апреля, 08:29

Updated 1 апреля, 08:29

В убийстве виновны, снисхождения не заслуживают

28 апреля 2011, 18:08
Присяжные Мосгорсуда признали националистов Никиту Тихонова и Евгению Хасис виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Конкретные сроки заключения им будут назначены уже после майских праздников.

Присяжные Мосгорсуда признали националистов Никиту Тихонова и Евгению Хасис виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Конкретные сроки заключения им будут назначены уже после майских праздников. По версии следствия, Тихонов был участником боевой структуры скинхедов, которая совершила еще целую серию громких убийств. Значительная часть членов этого отряда продолжает оставаться на свободе.

Слушания 28 апреля должны были начаться в 11:00, однако их отложили на несколько часов. В СИЗО Никита Тихонов уже во второй раз за последние дни пытался перерезать себе вины. Ему оказали медицинскую помощь и доставили в Мосгорсуд.

Судья Александр Замашнюк поставил перед присяжными 21 вопрос о виновности Тихонова и Хасис, ответы на которые и легли в основу вердикта. На принятие решения у заседателей ушло около шести часов (когда присяжные вынесли первый вариант вердикта, судья Александр Замашнюк попросил их его уточнить, указав, на какие вопросы присяжные ответили единогласно, а по каким мнения разделились). Заседатели признали Тихонова виновным в убийстве Маркелова и Бабуровой, незаконном хранении оружия и использовании поддельных документов, а Хасис – в соучастии в расстреле адвоката и журналистки. Восемь из 12 присяжных посчитали, что Тихонов не заслуживает снисхождения, семь присяжных посчитали, что снисхождения не заслуживает Хасис.

Обсуждение вердикта пройдет в Мосгорсуде 29 апреля, а уже после майских праздников судья Замашнюк огласит конкретные сроки наказания. По мнению участников процесса, Тихонов может получить пожизненный срок, а Хасис – 8-10 лет тюрьмы. Адвокаты подсудимых уже заявили, что не согласны с таким вердиктом.

«Я, как представитель потерпевших, удовлетворен приговором. Свершилось торжество правосудия, - заявил «Росбалту» адвокат семьи Бабуровых Владимир Жеребенков. - За время слушаний были представлены веские доказательства виновности Тихонова и Хасис – следствие и гособвинение проделали большой объем работы. Не удались и все попытки обвиняемых сорвать процесс».

Слушания по громкому делу начались в Мосгорсуде в феврале 2011 года, и сразу со скандала. Адвокаты обвиняемых постоянно перебивали представителей прокуратуры, допускали недопустимые, по мнению судьи, выкрики и т.д. В результате 3 марта, после шестого замечания, Александр Замашнюк отстранил от участия в процессе защитника Евгении Хасис Максима Короткова-Гуляева. Это вызвало новый всплеск негодования у адвокатов подсудимых, однако угроза вывода из процесса несколько поумерила их пыл.

Сторона обвинения уже в более спокойной обстановке продолжила представлять доказательства: оглашать результаты экспертиз, вызывать свидетелей, знавших, как потерпевших, так и обвиняемых, демонстрировать вещи, изъятые во время обыска в квартире, которую снимали Хасис и Тихонов. В частности, там оказалось большое количество литературы с подробным описанием того, как быстро убить человека при помощи различных видов оружия, как уходить от слежки, как вести себя во время допроса и т.д. Тихонов сразу заявил, будто собирал данную информацию для написания детектива. Хасис, в ноутбуке которой и хранилась значительная часть записей, на протяжении большей части процесса от выступлений воздерживалась.

Само орудие преступления – пистолет «Браунинг» 1910 года выпуска – также было обнаружено на съемной квартире обвиняемых. Тихонов его происхождение в начале процесса назвать отказался.

Свидетели убийства адвоката и журналистки опознали в Тихонове стрелка, а в Хасис – человека, следившего за жертвами.

Первый «сюрприз» для прокуратуры, адвокаты подсудимых сделали 21 марта. Они объявили о том, что один из главных свидетелей следствия – лидер движения «Русский образ» Илья Горячев (Студент)— отказался от своих показаний. Его показания обвиняемая сторона особо выделяла, потому что Студент очень давно знал Тихонова, они вместе создавали «Русский образ». Во время допроса Горячев признался, что и Тихонов, и Хасис заявляли ему о своей причастности к убийству Маркелова и Бабуровой, а также подробно рассказал об их роли в националистическом подполье.

Впрочем, позже выяснилось, что Горячев сейчас проживает за границей, а за время следствия и суда он прислал в Россию целую серию писем. Сначала отказался от своих показаний, потом их подтвердил, сообщив, что отказ был связан с угрозами, поступавшими в его адрес со стороны Тихонова (якобы он звонил Студенту из СИЗО) и его окружения. Горячев категорически не захотел приезжать в Россию и в Мосгорсуд, поскольку опасается за свою жизнь.

После этого Тихонов выдвинул свою версию событий. Согласно ей, никого отношения к громкому убийству он не имел, а занимался починкой оружия времен Первой и Второй мировых воин. А пистолет «Браунинг» ему незадолго до задержания передал для ремонта именно Илья Горячев.

Новый «сюрприз» адвокаты обвиняемых преподнесли 5 и 7 апреля. На процессе выступил соратник Тихонова и Хасис, координатор центра «Русский вердикт» Алексей Барановский, который заявил, что 19 января 2009 год ( в день, когда застрелили Маркелова и Бабурову) Хасис находилась вместе с ним, они в одном из магазинов покупали спиртные напитки. Эти показания 7 апреля в Мосгорсуде подтвердила Ольга Мухачева (жена Антона Мухачева, находящегося под стражей за создание националистической группировки). После этого заговорила и Евгения Хасис. Согласно ее версии, в день убийства она действительно была вместе с Барановским, с оружием обращаться не умеет и «сильно побаивается всех этих штук».

На слушания 14 апреля неожиданно не явилась присяжная Анна Добрачева, ее заменили на запасного заседателя. В этот же день уже прокуратура, которая должна была закончить представление доказательств, приготовила обвиняемым неприятный сюрприз. По данным «Росбалта», на процессе планировали продемонстрировать видеозаписи с камер, тайно установленных сотрудниками ФСБ РФ в квартире, где проживали перед арестом Тихонов и Хасис, а также дать выступить некоему, ранее державшемуся в тайне свидетелю. Однако слушания пошли не по запланированному сценарию.

Прокурор Борис Локтионов решил огласить признательные показания Никиты Тихонова, которые он дал сразу после ареста. (потом молодой человек от них отказался). Когда зачитывали материалы, где обвиняемый подробно описывает, как он выстрелил в затылок адвокату, а потом в лицо Бабуровой, у старшины присяжных закатились глаза, изо рта пошла пена, он упал на пол. В слушаниях был объявлен перерыв.

А 16 и 17 апреля продолжились неприятные «сюрпризы» для стороны обвинения. Пропавшая присяжная Анна Добрачева заявила СМИ, что на нее оказывалось давление со стороны старшины коллегии и еще одного присяжного, которые настаивали на обвинительном приговоре Тихонову и Хасис.

На этом основании уже 18 апреля адвокаты подсудимых подали ходатайство о роспуске коллегии заседателей. Судья Александр Замашнюк в его удовлетворении отказал. И тут вновь настало время для «сюрпризов» от прокуратуры. В зал суда в качестве свидетеля был приглашен ближайший соратник Тихонова и Хасис — лидер российского «филиала» международной неонацистской группировки Blood & Honour Combat-18 Сергей Голубев по кличке Опер. Он часто упоминается в материалах дела. Однако во время следствия допросить Опера не удалось — он скрывался. Обвиняемые предполагали, что Голубев продолжает оставаться в бегах, поэтому его появление стало для них полной неожиданностью. Явно помрачневший Тихонов сразу заявил, что впервые видит Голубева.

Выступая в суде, свидетель подтвердил, что является лидером Комбат-18 по кличке Опер. По его словам, с Тихоновым он познакомился в 2003 году, но тесно общаться они стали только в 2007 году. Тогда же Никита сказал, что националисты вышли на новый уровень, начали убивать антифашистов, а также предложил Голубеву «встать на путь вооруженной борьбы», однако Опер отказался. Голубев заявил в суде, что еще в январе 2009 года догадался – убийство Маркелова и Бабуровой совершил Тихонов. Позже его подозрения подтвердились. Сначала сам Никита сообщил приятелю, что это была «отличная акция, которую надо брать в пример», а потом Опер увидел в Интернете записи с камер наблюдения, на которых запечатлен убийца Маркелова и Бабуровой и однозначно опознал в нем Тихонова.

Свое решение явиться в суд Опер объяснил тем, что в Интернете была опубликована расшифровка беседы Хасис с контрразведчиками, во время которой девушка сообщает все подробности о лидере «Комбат-18». «Мне надоело слушать в Интернете разговоры некоторых людей с оперативными сотрудниками», — заявил Голубев. Он сообщил, что прослушал в Интернете сделанные ФСБ записи разговоров, на которых Тихонов и Хасис обсуждают, кого бы хорошо было убить. Среди потенциальных жертв они называли и Голубева. «Не тебе решать, кого убивать», — бросил в сторону Никиты Голубев.

Позже на суде были продемонстрированы записи, тайно сделанные ФСБ в съемной квартире Тихонова и Хасис. На пленках хорошо видно, как парочка профессионально разбирает и собирает оружие, демонстрирует навыки обращения с ним и т.д. Также представители прокуратуры представили результаты биллингов телефонов Хасис и Барановского, из которых следует, что 19 января 2009 года они не виделись друг с другом.

А 26 апреля, когда стороны должны были перейти к прениям, неожиданно выяснилось, что Никита Тихонов пытался покончить с собой (он порезал себе левую руку и шею) в СИЗО, процесс отложили. «Это была инсценировка самоубийства с целью сорвать процесс, - рассказал тогда «Росбалту» адвокат семьи Бабуровых Владимир Жеребенков. — Во время слушаний оглашались записи Никиты Тихонова, где он писал, как можно быстро убить острыми предметами. Например, в этих записях говорилось, что, если перерезать сонную артерию, то человек умрет через 18 секунд. Если бы Тихонов хотел себя убить, то сделал бы это. Обвиняемый явно рассчитывал, что после «попытки самоубийства» слушания отложат на несколько дней, потом бы наступили затяжные майские праздники, а там, глядишь, выбыли бы трое присяжных, и процесс пришлось бы начинать заново».

На следующий день резаные раны нанесла себе и Евгения Хасис. В СИЗО девушке перебинтовали руки, после чего отправили ее вместе с Тихоновым в Мосгорсуд. Таким образом, присяжные успели принять решение до майских праздников.

Напомним, по версии следствия, член националистического движения «Объединенные бригады-88» Никита Тихонов, находясь в розыске по обвинению в убийстве антифашиста Рюхина (позже это обвинение было с Тихонова снято), вместе с Хасис и другим своим соратником - Алексеем Коршуновым (Коршун) - создали боевую группу, в которую также вошли некие Моня, Эд, Василий, Северный. У группы имелся свой арсенал оружия. При обыске квартиры, где скрывались Евгения и Никита, были обнаружены пистолет «Браунинг» 1910 года выпуска, револьвер 1895 года выпуска, автомат Калашникова, четыре гранаты Ф-1 времен ВОВ. «Браунинг» был любимым пистолетом Тихонова, он почти никогда не расставался с ним, именно из него застрелили Маркелова и Бабурову.

Как считают в спецслужбах, эта боевая группа совершила целую серию и других резонансных преступлений. В частности, из револьвера 1895 года выпуска в сентябре 2009 года в Москве был застрелен член кавказской националистической группировки «Черные ястребы» Расул Халилов. Оперативники полагают, что Хасис и Тихонова принимали участие в разработке данного убийства, а исполнили его либо Эд, либо Коршун. В ноябре 2009 года в Москве был застрелен антифашист Иван Хуторской. Спецслужбы считают, что это преступление совершил Василий. О нем в своих разговорах, записываемых ФСБ РФ, не раз упоминали Тихонова и Хасис — близкие друзья Василия.

В декабре 2009 года в столице расстреляли чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева. Исполнитель пока не установлен, однако о планировании этого убийства Тихонову рассказывала Хасис. В июне 2009 года в Москве расправились с антифашистом Ильей Джапаридзе. Из беседы Тихонова с Хасис следовало, что на молодого человека напал их приятель по кличке Северный. И, наконец, в апреле 2010 года, уже после ареста Тихонова и Хасис (их задержали в ноябре 2009 года), в столице был застрелен федеральный судья Эдуард Чувашов. Именно он вынес суровые приговоры членам националистических группировок Рыно-Скачевского и White Wolves («Белые волки»).

Помимо Тихонова и Хасис, под стражей находится еще один участник этого отряда –Юрий Тихомиров. Он арестован за убийство антифашиста Джапаридзе. Остальные члены боевой группы пока не доступны для спецслужб. В частности, Алексей Коршунов недавно был объявлен в международный розыск за расстрел Эдуарда Чувашова.

Герман Александров