Posted 12 июля 2011,, 15:24
Published 12 июля 2011,, 15:24
Modified 1 апреля, 06:37
Updated 1 апреля, 06:37
Пока спасатели продолжают поднимать тела пассажиров затонувшего 10 июля на Волге теплохода "Булгария", власти пытаются найти виноватых в трагедии. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст.238 ("оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц") в отношении гендиректора компании-субарендатора «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Оба они задержаны, решается вопрос об аресте. Уголовные дела также будут возбуждены в отношении капитанов двух судов, которые прошли мимо терпящего бедствие теплохода и не оказали никакой помощи. Кроме того, идет выемка документов в офисе собственника "Булгарии" - ОАО "СК Камское речное пароходство".
Между тем, как выяснил "Коммерсант", арендатор "Булгарии" - ООО "Бриз", учредителем которого является председатель совета директоров ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" Михаил Антонов, член "Единой России", владелец 99,9% акций ООО "Камской судоходной компании". Известный актер Станислав Садальский в своем блоге подлил масла в огонь, написав, что единоросс сбежал в Лондон, и прокуратура скоро объявит его в розыск. Однако генеральный директор "Камского речного пароходства" Валерий Незнакин опроверг эти сообщения, заявив, что причин прятаться от правоохранительных органов у Антонова нет. "В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность", - подчеркнул руководитель судоходной компании. Таким образом, Незнакин переложил вину на "АргоРечТур", представители которой, в свою очередь, настаивают на том, что прогулочный корабль был исправен.
Однако известно, что теплоход отправился в круиз без лицензии, с креном на один бок и со сломанным двигателем. Кроме того, не сработала внутренняя система спасения: на многих погибших были надеты специальные жилеты, которые оказались, по всей видимости, в нерабочем состоянии, а спасательных плотов оказалось недостаточно для эвакуации всех пассажиров.
Кто виноват в гибели 88 человек – разберется следствие. Расставить все точки над "i" необходимо и со страховкой пассажиров. Заместитель руководителя одной из нижегородских турфирм Ирина Кузнецова пояснила: это забота туроператора, данная услуга не является обязательной – с клиентом заключается дополнительное соглашение. Однако люди, как правило, пытаются сэкономить. А вот путешествия на автобусе или самолете, в отличие от речных круизов, страхуются автоматически.
Эксперты считают, что мониторинг технического состояния малые компании-перевозчики (а владелец "Булгарии" относится именно к этой категории) не ведут вовсе. В приволжских городах насчитывается более тысячи судовладельцев. И лишь около 70-ти из них являются средними и крупными пароходствами, а значит, находятся на виду у контролирующих организаций. Остальные слишком малы и неинтересны для проверяющих инстанций. Специалисты объясняют это в том числе и коррупционной составляющей: "раскрутить" на крупную взятку мелких судовладельцев удается редко, хотя нарушений там более чем достаточно.
Мелкие судовладельцы, у которых в эксплуатации находятся в основном старые теплоходы, не имеют специальных предприятий по обслуживанию своего скромного флота. И даже не проходят техосмотр на арендованных площадках. Намного проще купить "липовую" бумагу, где будет написано об исправности судна. В Нижнем Новгороде, например, такой документ стоит от 300 тысяч рублей.
Что касается больших пассажирских объединений, то они предпочитают вкладывать деньги в развитие. Например, судовладелец и одновременно хозяин туристической фирмы Дмитрий Галкин все 6 своих теплоходов содержит в соответствии с современными требованиями безопасности. Он не понимает, как собственникам "Булгарии" удавалось выходить в рейс без лицензии. "Даже если гипотетически предположить, что они дали взятку всем надзорным органам, я все равно не могу найти объяснение – как они работали столь длительное время", - рассуждает Галкин. Он также отметил, что ежегодно технадзор проверяет состояние его судов, без их отметки невозможно войти ни в один порт Волжского бассейна. "Не давала же "Булгария" взятки на каждой крупной пристани?", - удивляется нижегородский судовладелец.
И еще один положительный пример - крупнейшее в России "Волжское пароходство". Оно располагает шестью техническими базами и двумя ремонтными заводами. Как сообщила руководитель пресс-службы этой судоходной компании Наталья Виноградова, все теплоходы проходят освидетельствование один раз в год, а пассажиры при покупке круиза автоматически получают страховку.
Но в целом Россия дрейфует на судах советского производства, которые дали течь и медленно идут ко дну. Спасательным кругом в этой ситуации могло бы стать возрождение отечественного судостроения, которое сегодня вполсилы работает на экспорт. Однако некоторые эксперты с пессимизмом смотрят на перспективность такого сценария, намекая на экономическую нецелесообразность.
Александр Седов