Posted 12 июля 2011,, 15:24

Published 12 июля 2011,, 15:24

Modified 1 апреля, 06:37

Updated 1 апреля, 06:37

"Булгария": никто не застрахован

12 июля 2011, 15:24
В связи с катастрофой теплохода "Булгария" возбуждено уголовное дело. Собственник перекладывает всю вину на арендатора, а тот, в свою очередь, утверждает, что судно было исправно. Впрочем, соответствующую бумагу вполне можно получить за взятку.

Пока спасатели продолжают поднимать тела пассажиров затонувшего 10 июля на Волге теплохода "Булгария", власти пытаются найти виноватых в трагедии. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст.238 ("оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц") в отношении гендиректора компании-субарендатора «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Оба они задержаны, решается вопрос об аресте. Уголовные дела также будут возбуждены в отношении капитанов двух судов, которые прошли мимо терпящего бедствие теплохода и не оказали никакой помощи. Кроме того, идет выемка документов в офисе собственника "Булгарии" - ОАО "СК Камское речное пароходство".

Между тем, как выяснил "Коммерсант", арендатор "Булгарии" - ООО "Бриз", учредителем которого является председатель совета директоров ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" Михаил Антонов, член "Единой России", владелец 99,9% акций ООО "Камской судоходной компании". Известный актер Станислав Садальский в своем блоге подлил масла в огонь, написав, что единоросс сбежал в Лондон, и прокуратура скоро объявит его в розыск. Однако генеральный директор "Камского речного пароходства" Валерий Незнакин опроверг эти сообщения, заявив, что причин прятаться от правоохранительных органов у Антонова нет. "В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность", - подчеркнул руководитель судоходной компании. Таким образом, Незнакин переложил вину на "АргоРечТур", представители которой, в свою очередь, настаивают на том, что прогулочный корабль был исправен.

Однако известно, что теплоход отправился в круиз без лицензии, с креном на один бок и со сломанным двигателем. Кроме того, не сработала внутренняя система спасения: на многих погибших были надеты специальные жилеты, которые оказались, по всей видимости, в нерабочем состоянии, а спасательных плотов оказалось недостаточно для эвакуации всех пассажиров.

Кто виноват в гибели 88 человек – разберется следствие. Расставить все точки над "i" необходимо и со страховкой пассажиров. Заместитель руководителя одной из нижегородских турфирм Ирина Кузнецова пояснила: это забота туроператора, данная услуга не является обязательной – с клиентом заключается дополнительное соглашение. Однако люди, как правило, пытаются сэкономить. А вот путешествия на автобусе или самолете, в отличие от речных круизов, страхуются автоматически.

Эксперты считают, что мониторинг технического состояния малые компании-перевозчики (а владелец "Булгарии" относится именно к этой категории) не ведут вовсе. В приволжских городах насчитывается более тысячи судовладельцев. И лишь около 70-ти из них являются средними и крупными пароходствами, а значит, находятся на виду у контролирующих организаций. Остальные слишком малы и неинтересны для проверяющих инстанций. Специалисты объясняют это в том числе и коррупционной составляющей: "раскрутить" на крупную взятку мелких судовладельцев удается редко, хотя нарушений там более чем достаточно.

Мелкие судовладельцы, у которых в эксплуатации находятся в основном старые теплоходы, не имеют специальных предприятий по обслуживанию своего скромного флота. И даже не проходят техосмотр на арендованных площадках. Намного проще купить "липовую" бумагу, где будет написано об исправности судна. В Нижнем Новгороде, например, такой документ стоит от 300 тысяч рублей.

Что касается больших пассажирских объединений, то они предпочитают вкладывать деньги в развитие. Например, судовладелец и одновременно хозяин туристической фирмы Дмитрий Галкин все 6 своих теплоходов содержит в соответствии с современными требованиями безопасности. Он не понимает, как собственникам "Булгарии" удавалось выходить в рейс без лицензии. "Даже если гипотетически предположить, что они дали взятку всем надзорным органам, я все равно не могу найти объяснение – как они работали столь длительное время", - рассуждает Галкин. Он также отметил, что ежегодно технадзор проверяет состояние его судов, без их отметки невозможно войти ни в один порт Волжского бассейна. "Не давала же "Булгария" взятки на каждой крупной пристани?", - удивляется нижегородский судовладелец.

И еще один положительный пример - крупнейшее в России "Волжское пароходство". Оно располагает шестью техническими базами и двумя ремонтными заводами. Как сообщила руководитель пресс-службы этой судоходной компании Наталья Виноградова, все теплоходы проходят освидетельствование один раз в год, а пассажиры при покупке круиза автоматически получают страховку.

Но в целом Россия дрейфует на судах советского производства, которые дали течь и медленно идут ко дну. Спасательным кругом в этой ситуации могло бы стать возрождение отечественного судостроения, которое сегодня вполсилы работает на экспорт. Однако некоторые эксперты с пессимизмом смотрят на перспективность такого сценария, намекая на экономическую нецелесообразность.

Александр Седов