Posted 20 октября 2011,, 03:54

Published 20 октября 2011,, 03:54

Modified 1 апреля, 04:33

Updated 1 апреля, 04:33

СМИ: Крушение Як-42 с хоккеистами произошло из-за отказа техники

20 октября 2011, 03:54
Причину, приведшую к крушению Як-42, в результате которого погибла вся хоккейная команда Ярославля "Локомотив", нужно искать в неисправности техники, считают независимые эксперты.

МОСКВА, 20 октября. Причину, приведшую к крушению Як-42, в результате которого погибла вся хоккейная команда Ярославля "Локомотив", нужно искать в неисправности техники. Об этом пишет газета "Известия", ссылаясь на мнения независимых экспертов.

Официально причины катастрофы технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пока не названы. По предварительной версии, уточняют "Известия", к трагедии привели действия одного из пилотов, который тормозил при взлете. Опрошенные газетой независимые эксперты, летчики и двигателисты считают, что данные предположения необъективны.

"Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа", - заявил летчик-испытатель Андрей Гусев.

По его мнению, притормаживать могла сама гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта. "Валить вину на экипаж - самый легкий путь", - посетовал эксперт. Он добавил, что МАК выдает сертификат самолету и сам же занимается расследованием катастрофы, поэтому для них "самолет - священная корова".

В свою очередь летчик-испытатель Владимир Герасимов, проработавший много лет в Министерстве гражданской авиации, Госавианадзоре СССР и расследовавший многие авиакатастрофы, также считает, что причиной авиакатастрофы могли стать технические неполадки.

Он отметил, что "подозрение" на гидросистему пало сразу после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. У колес была разрушена пневматика, констатировал он.

"Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями", - поделился с изданием Герасимов своими предположениями.

Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем, объяснил, что к трагедии мог привести тот факт, что самолет взлетал не на максимальном режиме.

"При максимальном режиме взлета расход топлива увеличивается на треть, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют топливо экономить. Предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто жалуются на гул", - уточнил он.

У старшего научного сотрудника петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидата физико-математических наук Виктора Кулагина другая версия. Он заявил изданию, что к трагедии могло привести редкое и малоизученное явление - срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера.

"Медленный разгон был не от того, что тормозили. Не было тяги в двигателях, хотя они ревели и был полный газ, как и положено при взлете", - подчеркнул он.

Впрочем, эксперты-летчики ставят эту версию под сомнение. "Если бы у двигателя было предпомпажное состояние, то это бы записал черный ящик, малейшее уменьшение оборотов двигателя было бы зафиксировано. Но, по МАКу, все работало в штатном режиме", - отметил Герасимов.

Он также отверг предположение, что причиной трагедии стал взлет в стартовом режиме двигателей. "Даже при взлете на номинальном режиме с той полосы, с которой они взлетали, было достаточно для того, чтобы выполнить нормальный взлет", - резюмировал Герасимов.

Напомним, накануне специалисты Летно-испытательного института имени Громова подтвердили версию о том, что причиной крушения самолета Як-42 с хоккеистами "Локомотива" на борту стала ошибка пилота. Как показали летные испытания, во время взлета пилот тормозил, приложив усилие в 64 кг. Если бы он устранился от управления самолетом в критический момент, пишет "Коммерсант", взлет прошел бы успешно.

Пилоты-испытатели ЛИИ имени Громова вчера дважды подняли в воздух Як-42 в подмосковном Жуковском, соблюдая все параметры рокового взлета 7 сентября в ярославском аэропорту Туношна. Была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете.

Результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42.

Катастрофа самолета Як-42 произошла 7 сентября недалеко от ярославского аэропорта "Туношна". Воздушное судно следовало по маршруту "Ярославль — Минск". На борту были 45 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды "Локомотив" и обслуживающего персонала клуба, а также восемь членов экипажа. Спасти удалось двоих — игрока "Локомотива" Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова. Однако позднее Александр Галимов скончался в ожоговом центре Московского института имени Вишневского.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".