Posted 28 ноября 2011,, 13:41

Published 28 ноября 2011,, 13:41

Modified 1 апреля, 03:50

Updated 1 апреля, 03:50

Как Алла обыграла генерала

28 ноября 2011, 13:41
Так и не подведенные до конца итоги президентских выборов в Южной Осетии свидетельствуют о том, что ни один из кандидатов не является безусловным лидером республики и не пользуется безоговорочной поддержкой ее народа, говорят эксперты.

После второго тура президентских выборов в Южной Осетии оба набравшие наибольшее число голосов кандидата праздновали победу. На момент, когда была обработана информация 74-х избирательных участков из 85-ти, за экс-министра образования, лидера оппозиции Аллу Джиоеву проголосовали 14 тыс. 828 избирателей (56,74%). Глава МЧС, генерал-майор Анатолий Бибилов собрал 10 тыс. 462 (40%) голоса. Против обоих кандидатов проголосовали 299 избирателей (1,1%).

Однако оглашение предварительных официальных итогов выборов, запланированное на утро понедельника, отложено на сутки из-за поступившей в Верховный суд республики жалобы сторонников Анатолия Бибилова на нарушения в ходе агитации и подкуп членов ЦИК.

Примечательно, что ранее президент Южной Осетии Эдуард Кокойты отверг саму возможность того, что главой республики станет женщина. «Это исключено. У нас женщин никто не ущемляет. В нашем обществе к женщинам относятся очень хорошо и с уважением. Но все равно Кавказ есть Кавказ», - заявил он. Действительно, первый тур президентских выборов победителя не выявил. Собрать более 50% никто из кандидатов не смог.

Между тем, победа все-таки остается за Аллой Джиоевой, хотя ее отрыв от Анатолия Бибилова не так велик. По мнению экспертов, это свидетельствуют о том, что ни один из кандидатов на пост президента не является безусловно популярным в народе. В частности, президент научного общества кавказоведов Александр Крылов, комментируя для «Росбалта» итоги президентской гонки отметил, что «в югоосетинском обществе нет единомыслия».

С таким утверждением трудно не согласиться, учитывая то, что всего во втором туре выборов президента РЮО проголосовало более 27 тысяч избирателей, а изначально на пост главы маленькой республики претендовали 17 человек. При этом, как отмечал ранее в беседе с «Росбалтом» главный редактор сайта «Вестник Кавказа» Алексей Власов, в Южной Осетии были силы, «которые не были допущены к выборам и которые изначально были недовольны любым их исходом». Кроме того, существенный вклад в предвыборную напряженность, по его мнению, вносили «черный пиар и нечестные технологии, которые использовались весьма активно», что создавало негативный фон предвыборной кампании в целом».

При этом ситуацию, складывавшуюся в период до выборов и непосредственно в ходе них, нельзя было назвать предсказуемой. С одной стороны, была надежда, которая, впрочем, оправдалась, что нынешние выборы, по сравнению с прошлыми, станут реальным продвижением по направлению к настоящим демократическим выборам. Как отметил Александр Крылов, «кристально честные и чистые выборы на Кавказе пока что большая редкость». «Другое дело, нужно определить, в какую сторону идет электоральный процесс, становится ли он раз от раза все более приближенным к идеалу. В этом плане мы можем говорить, что в Южной Осетии наблюдается определенный прогресс», - сказал эксперт.

С другой стороны, недовольство осетинского общества жестким навязыванием фигуры министра по чрезвычайным ситуациям РЮО Анатолия Бибилова в качестве «кандидата Москвы» вызывало раздражение у граждан, лишь недавно ставшей независимой республики и постепенно меняло отношение к России в целом. Стоит отметить, что большинство кандидатов в президенты провозглашали курс на независимость Южной Осетии в противовес планам вхождения ее в состав РФ, что является индикатором весьма тревожных изменений в югоосетинском политическом сознании.

Что же касается позиции Москвы, то она так и не смогла окончательно определиться, какой же президент ей нужен в Южной Осетии. Понятно, что это не мог быть Эдуард Кокойты. От него Москва добилась, чтобы он больше не выдвигался и не нарушал осетинскую конституцию. В то же время, в Кремле, демонстрируя, что предельно дистанцировались от югоосетинских выборов, сделали свой выбор неофициально - на уровне неформальных заявлений и личных встреч.

По мнению Крылова, после того, как президент РФ Дмитрий Медведев встретился с Анатолием Бибиловым буквально накануне выборов, «не стоит обсуждать тему, является ли Бибилов «ставленником Москвы». «Совершенно очевидно, что Бибилов - наиболее подходящая кандидатура для Кремля. Это было продемонстрировано с максимальной ясностью», - считает собеседник «Росбалта». Вместе с тем, он отметил, что поддержка «своих» кандидатур - «это обычное дело в международной практике».

Но, как отмечали некоторые наблюдатели, политика Кокойты в последние годы разочаровала население Южной Осетии, а Бибилов, скорее всего, продолжил бы линию своего предшественника в случае победы на выборах. И югоосетинский народ, как это в свое время произошло в Абхазии, неожиданно спутал «кремлевский пасьянс», отдав свои голоса за отличника просвещения и бывшую условно осужденную за злоупотребление должностными полномочиями Аллу Дижоеву.

«Не Кремль решает кого население Южной Осетии должно избрать своим президентом. Поэтому здесь мы имеем доказательства того, что Южная Осетия это не только «оккупированная российскими войсками территория, отторгнутая от Грузии», как об этом заявляют в Тбилиси, но достаточно самостоятельная территориальная единица, население которой имеет возможность сделать свой выбор», - заявил «Росбалту» Александр Крылов.

Таким образом, российской власти придется работать с тем, кого выбрали граждане молодого государства. Если же не дать республике сформировать власть самостоятельно, не стоит потом пытаться добиться от этой власти хоть какой-то ответственности за свои поступки.

Дмитрий Пановкин