Posted 21 марта 2012,, 05:25

Published 21 марта 2012,, 05:25

Modified 1 апреля, 02:11

Updated 1 апреля, 02:11

Терминал грозит Балтике разливом

21 марта 2012, 05:25
В 20-х числах марта могут начаться тестовые отгрузки нефти с нефтеналивного причала в порту Усть-Луга. С начала года это уже не первое решение о планируемом запуске терминала, который строили компании «Роснефтьбункер» и «Невская трубопроводная компания».

В 20-х числах марта могут начаться тестовые отгрузки нефти с нефтеналивного причала в порту Усть-Луга, который является конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы – 2», об этом заявил Reuters официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин. С начала года это уже не первое решение о планируемом запуске злополучного терминала, который строили компании «Роснефтьбункер» и «Невская трубопроводная компания», принадлежащие миллиардеру Геннадию Тимченко.

Провалы на причалах, причина которых до сих пор не ясна строителям, полностью заделаны, уверяют компании-застройщики. Представители Минтранса обещают полную «боевую готовность» по устранению аварийных разливов нефти при наливе танкеров. Вице-премьер Игорь Сечин требует от главы Ростехнадзора Николая Кутьина подписать соответствующие разрешительные документы на ввод терминала в эксплуатацию.

Перед Кутьиным стоит непростой выбор. С одной стороны, необходимость выполнить приказ влиятельного чиновника, который уже давно позиционирует себя как «правую руку» Владимира Путина. С другой стороны, подписывать документы на запуск опасного объекта, на котором не просто выявлены отдельные недостатки, а есть реальная угроза экологической катастрофы в Балтийском море – крайне серьезный риск. В этом случае одной отставкой может и не обойтись. При этом еще полгода назад представители Ростехнадзора в судах называли незаконными действия «Роснефтьбункера», построившего терминал без оформленного разрешения на строительство и с нарушением проектно-строительной документации.

Между тем, халатность чиновников и застройщиков, обеспокоенных лишь экономической стороной дела, в случае возникновения аварийной ситуации может стать роковой для флоры и фауны Финского залива. Экологическая обстановка в российской части Балтийского моря и без Усть-Луги характеризуется экологами как крайне неблагоприятная.

Так, в мае 2011 года совсем недалеко от злополучного терминала на Кургальском полуострове были обнаружены нефтяные пятна от 7 до 10 кв. км. Виновника так и не нашли, но экологи говорят, что государственному заказнику нанесен непоправимый ущерб. Жители близлежащих поселков обратились в администрацию порта Усть-Луга, однако там им заявили, что в порту отсутствует инфраструктура по ликвидации аварийных разливов нефти. Более того, выяснилось, что и в порту Санкт-Петербурга помочь не могут: зона действия ГУП «ПИЛАРН» в акватории Финского залива распространяется лишь до Кронштадта. Таким образом, за счет чего Минтранс планирует обеспечить экологическую безопасность в Усть-Луге, так и не ясно.

Экологи утверждают, что разливы нефти в регионе наиболее опасны именно весной, в период нереста рыб и размножения водоплавающих птиц, многие из которых находятся под особой охраной государства. Разлив же порядка 100 тыс. тонн нефти на терминале, который по данным Ростехнадзора может обрушиться в любой момент, приведет к экологической катастрофе международного масштаба.
С осени прошлого года Ростехнадзор ведет настоящую борьбу на соседнем причале для перевалки нефтепродуктов, который также принадлежит «Роснефтьбункеру».

Нет, там ничего не провалилось, но плановая проверка Ростехнадзора еще летом установила, что терминал уже полгода как работает без официальных документов на ввод в эксплуатацию. Комиссия составила акт и оштрафовала компанию на 20 тыс. руб., но почти все ее решения были успешно оспорены юристами Геннадия Тимченко в арбитражном суде. «Роснефтьбункер» заявил, что на терминале просто проводится тестирование оборудования. Однако «пуско-наладочные работы» в таком режиме идут уже целый год, на конец 2011 года объем экспортных отгрузок мазута составил 6 млн тонн – ровно столько и составляет годовая мощность первой очереди терминала.

Ростехнадзор продолжает в судах настаивать на незаконности такой работы, но отгрузки с терминала продолжаются по сей день.

Вопросы к застройщику возникали еще до прихода нынешнего гендиректора «Роснефтьбункера» Константина Хамлая. В августе прошлого года стало известно об уголовном деле о хищении у «Роснефтьбункера» более 2 млн рублей. Компания заключила договор с некоей петербургской фирмой, обещавшей построить на терминале здания противорадиационного укрытия и блоки помещений обогрева, и перечислила ей аванс. Мгновенно и деньги, и сама фирма пропали, но «Роснефтьбункер» обратился в правоохранительные органы только когда обнаружил отсутствие построенных объектов - по окончании срока исполнения договора. Даже сам факт происшествия красноречиво говорит о «профессионализме» менеджмента компании при выборе подрядчиков.

Как бы там ни было, пока неизвестно, кто из зарубежных трейдеров рискнет приобрести российскую нефть с небезопасного терминала. Тендер, объявленный нефтяными компаниями на поставку первых партий нефти из Усть-Луги в марте, будет уже третьим по счету: два других не состоялись из-за отсутствия заявок. Ситуация с нефтепроводом у большинства участников рынка вызывает злорадный смех, потому что уже полгода государственная «Транснефть» перекачивает сырье из одного хранилища в другое по новой трубе, строительство которой, кстати, обошлось ей примерно в $5 млрд. И если имиджу России на международной арене это уже вряд ли серьезно повредит, то репутация Геннадия Тимченко, считающегося другом Владимира Путина, для которого проект «БТС-2» должен был стать одним из главных политических достижений, окажется «подмоченной». Но сакральная жертва уже найдена: по данным журналистов ведущих СМИ, в новом правительстве не будет Игоря Сечина, который курировал проект от имени правительства.