Posted 5 сентября 2012,, 13:40

Published 5 сентября 2012,, 13:40

Modified 31 марта, 23:37

Updated 31 марта, 23:37

США встают на пути китайских притязаний

5 сентября 2012, 13:40
Вашингтон наращивает темпы «стратегического разворота» в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом американское «возвращение в АТР» происходит на фоне обострившегося территориального спора между Китаем и Японией.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон совершает одиннадцатидневное турне по странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Очевидно, что этот визит связан с развитием американской доктрины «возвращения в АТР». Напомним, что не так давно в Вашингтоне официально объявили о намерении уделять больше внимания отношениям с союзниками в этом регионе. В своей речи, произнесенной на прошлогоднем саммите АТЭС в Гонолулу, Клинтон, затрагивая тему «стратегического разворота» пояснила, что американцы хотят в нынешнем столетии навести такие же институциональные «мосты» через Тихий океан, как те трансатлантические структуры, которые они сооружали в ХХ веке.

Центральное место в трансатлантическом регионе США, разумеется, отводят самим себе. И на это направлены усилия Вашингтона по активизации двусторонних контактов с «традиционными друзьями и союзниками» в АТР, а также укрепление новых стратегических партнерств. Примечательно, что такого вектора движения придерживается не только действующая в Белом доме республиканская администрация, но и представители Демократической партии в США. Как заявлено в документах их предвыборной платформы, «безопасность и процветание Америки в будущем фундаментальным образом взаимосвязаны с Азией», поэтому, США планируют играть более масштабную и долгосрочную роль «в формировании облика данного региона в будущем».

Союзниками США в АТР названы Австралия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Республика Корея и Таиланд. Что же касается Китая, то в случае победы на ноябрьских выборах в США, демократы собираются выстраивать с Пекином «отношения сотрудничества» при «сохранении откровенности» в тех случаях, когда между сторонами имеются разногласия.

Пока же представители администрации Барака Обамы, в частности Хиллари Клинтон, высказывается за «расширение объема взаимных инвестиций, а также за наращивание сотрудничества в сферах инфраструктуры, энергетики и защиты окружающей среды». Госсекретарь подчеркивает, что Китай и США могут вести открытый диалог как «по вопросам, где точки зрения двух государств совпадают, так и по тем, где у них существуют разногласия».

И все же, несмотря на декларируемое стремление к построению взаимовыгодных партнерских отношений между США и КНР, в диалоге двух мировых экономических гигантов постоянно случаются заминки. Вашингтон и Пекин раз за разом обвиняют друг друга в нарушении правил торговли. США недовольны тем, что Китай финансирует ряд отраслей промышленности, ориентированных на экспорт, Пекин пеняет Вашингтону на таможенные барьеры. Уже не первый год торговый баланс складывается не в пользу США.

Кроме этого, Китай довольно быстро и ненавязчиво оттеснил США с «лучшего места в первом ряду» в Тихоокеанском регионе. При этом Пекин не скрывает своих территориальных претензий к традиционным союзникам США. Так, в Южно-Китайском море предметом споров Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии и Брунея полностью или частично являются острова Спратли (китайское название – Наньша) и Парасельские острова (Сиша). А в Восточно-Китайском море Пекин и Токио оспаривают принадлежность островов Дяоюйдао (Сенкаку).

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов. Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе пяти островов Сенкаку (Дяоюйдао).

В середине августа между Страной восходящего солнца и Поднебесной произошел очередной скандал. Четырнадцать китайских активистов высадились на одном из островов спорного архипелага и были задержаны японской береговой охраной. Через день замминистра иностранных дел Китая Фу Ин срочно вызвала посла Японии, а также связалась по телефону с японским замминистра иностранных дел и сделала серьезное представление в связи с незаконным задержанием китайских граждан.

Некоторые наблюдатели склонны увязывать это обострение с тихоокеанским турне американского госсекретаря. Между тем, как пояснил в беседе с корреспондентом «Росбалта» руководитель центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, «с вояжем Хиллари Клинтон нет никакой прямой связи». «В принципе, можно опосредованно увязывать происшедшее с активизацией США в регионе, - продолжил эксперт, - но эскалация напряженности имеет свои глубинные причины, которые заключаются в том, что воды, омывающие спорные острова, бораты природными ресурсами, в первую очередь рыбой, а главное, в районе островов имеются большие запасы углеводородов, прежде всего, газа».

Стоит отметить, что от этих островов начинают отсчитывать свои экономические зоны как Китай, так и Япония, которые никак не могут определить, где проходит линия раздела. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР - на перемещении линии ближе к японскому побережью.

Несмотря на то, что в ходе визита Клинтон в Пекин было произнесено множество слов о большом значении, которое имеет американо-китайское партнерство, «совершенно однозначно что США будут поддерживать Японию», - отмечает Валерий Кистанов. Эксперт напомнил, что «пятьдесят лет назад две страны заключили договор об обеспечении безопасности и на сегодняшний день Токио остается ключевым союзником Вашингтона в регионе».

Очевидно, что «стратегический разворот» США в регионе АТР имеет целью сдерживание Китая, как растущей державы, военная и экономическая мощь которой представляет угрозу для США. Кстати, «под шумок», США планируют разместить на Филиппинах командный пункт морской пехоты, который будет контролировать ситуацию в Южно-Китайском море. Планируется также возведение совместного командного центра на филиппинской военной базе в Брукс Пойнт на острове Палаван, который расположен неподалеку от архипелага Спратли (Наньша).

Дмитрий Пановкин