Posted 8 января 2013,, 09:20

Published 8 января 2013,, 09:20

Modified 31 марта, 21:42

Updated 31 марта, 21:42

Жизнь без имени

8 января 2013, 09:20
Улица - это не просто пространство между рядами домов. Это артерия города, по которой течет его жизнь. За многовековую историю в столице появилось более 3,5 тысяч улиц. Но некоторые из них так и не имеют названий.

Тверская, Арбат, Кузнецкий мост, Лубянка… Названия этих улиц известны, пожалуй, всем жителям Первопрестольной, в каком бы отдаленном ее уголке они ни проживали. Их имена, вплетенные в историческую канву, словно кричат о своей значимости. Названия улиц, что называется, местного значения, скорее «шепчут» о своем существовании – их знают лишь горожане, на них проживающие. Но есть и такие, имен которых не знает никто.

«Безымянных и проектируемых проездов в столице порядка сотни», - рассказал «Росбалту» первый заместитель руководителя проекта Probok.net Андрей Мухортиков. Собеседник агентства пояснил, что улицы без названий можно условно разделить на две группы. Первая – которые по факту существуют, но на картах не отмечены.

«Бывает, что картографы дают этим дорожным единицам названия, одни приживаются и перекочевывают на другие карты, другие - нет. Иногда одни и те же проезды на разных картах могут называться по-разному или вообще не иметь названий», - отметил Мухортиков.

Вторая группа – проектируемые проезды. «Еще в советское время или в начале 2000-х годов строились новые проезды, им присваивались технические кадастровые наименования и на этом все заканчивалось. Но крайне неудобно жить на «проектируемом проезде номер такой-то», потому, что четырехзначные номера плохо запоминаются», - заметил эксперт. Кроме того, по его словам, все знания, которые стоят на таких проектируемых проездах, как правило, приписаны к каким-то другим улицам. Исключение составляют несколько проездов, в числе которых - Проектируемый проезд №1980 в ЗАО.

«Когда дом стоит прямо на проезде и явно должен к нему относиться, но приписан к улице, расположенной в 300-400 метров, нарушается принцип навигации. Как по такому адресу вызвать, например, «скорую помощь»? «Алло, мы находимся на проектируемом проезде, добраться до которого можно, свернув с улицы такой-то в районе дома такого-то»? Сколько времени потребуется, чтобы отыскать нужный адрес?», - негодует Мухортиков.

Словом, это - белые пятна на карте города, которые создают жителям массу проблем. Корреспондент «Росбалта» решила выяснить, каково это – жить на улице без названия.

Судя по информации в сети, Проектируемый проезд №3888 находится прямо у выхода со станции метро «Каширская». Поднимаюсь по эскалатору и направляюсь к кабине дежурного по станции, чтобы уточнить, где именно расположена искомая улица.

«Вы не первая, кто задает мне такой вопрос, но ответа, увы, у меня нет», - с извиняющейся улыбкой говорит женщина. Выхожу из метро. Прямо по курсу шумит Каширское шоссе, вокруг снуют прохожие, устремляясь ко входу в подземку. Навстречу неспешным шагом бредет симпатичная барышня средних лет под красным зонтом.

«Не подскажете, как пройти на проектируемый проезд №3888?», - обращаюсь к ней.

«Такого здесь нет, - не задумываясь, отвечает женщина. – Вы уверены, что он именно у этой станции метро расположен?»

Еще раз перепроверив карту и убедившись, что нужное место находится где-то рядом, продолжаю поиски. Вот пожилой мужчина, о чем-то задумавшись, задержался у киоска со свежей прессой. Подхожу и задаю все тот же вопрос. Однако и он не может помочь.

Спустя полчаса безуспешных поисков и расспросов, надежда практически иссякла. Две дамы в немолодом уже возрасте направили на улицу, идущую по другой стороне от метро. Но и там никаких признаков существования проектируемого проезда не обнаружилось: какой-то магазин, дома в глубине, таблички на которых указывали, что относятся они к Каширскому шоссе, несколько технических зданий без каких-либо намеков на таблички с адресами… Пожилая пара на автобусной остановке тоже никогда о существовании проезда не слышала, хотя в этом районе супруги, по их словам, живут с рождения.

«Вот здесь Каширское шоссе, - махнув рукой влево в сторону гудящей магистрали, объясняет местный житель, - параллельно ему в другой стороне идет улица Москворечье. А никакого проектируемого проезда, какой бы номер он ни носил, здесь нет».

«А вот это какая улица?» - спрашиваю у собеседника название места, на котором мы находимся.

«Никакая», - растеряно отвечает он, пожав плечами.

Единственным, кто знает не только о существовании проектируемого проезда № 3888, но и о его местоположении, оказался доблестный сотрудник полиции при метрополитене. «Так вот же он», - полицейский уверенно указал прямо туда, где на протяжении получаса корреспондент «Росбалта» расспрашивала прохожих. Как оказалось, горожане попросту не знают обозначения улицы, по которой ходят ежедневно. Все здания, расположенные здесь, как свидетельствуют адресные таблички, относятся к Каширскому шоссе. При этом львиная доля их имеет номер 24, но с добавлением разных строений. Таких в окрестностях порядка двадцати и многие из них стоят непосредственно на проезде и могли бы иметь более точный с навигационной точки зрения адрес, будь у проезда название. В их числе Российский онкологический научный центр им. Блохина, расположенный по адресу Каширское шоссе, 24 с15.

И таких проектируемых проездов в столице порядка 40. Многие из них, в том числе проезд на станции метро «Каширская», существуют без названий около десяти лет, если не дольше. Проект Probok.net предложил москвичам самим придумать названия проектируемым проездам, и многие, неравнодушные к этой проблеме, откликнулись.

Так, например, Проектируемый проезд № 995 за ТЦ «Метрополис» (на «Войковской») предложили назвать Новопетровским проездом - такого в городе нет, и кроме того, параллельно ему идет Старопетровский проезд, а рядом Новопетровская улица, а проектируемый проезд №3888 – Каширской аллеей, как ее называют некоторые местные жители.

«Все поступившие к нам предложения мы направили в столичное правительство. Поручением мэра вся информация была передана на рассмотрение префектур», - рассказал Мухортиков. Однако какие имена в итоге получат проектируемые проезды, и когда это случится, пока не ясно.

Собеседник агентства отметил, что сегодня существует целый список исторических персонажей, имена которых стоило бы увековечить на карте Первопрестольной. «Есть историческая несправедливость в том, что в Москве, например, нет улицы Владимира Высоцкого. Правда, давать его имя одному из проектируемых проездов на периферии не хотелось бы, а в историческом центре города каждая улица имеет свое устоявшееся веками название», - сетует он. Нет в городе и улицы имени собирателя земли русской Ивана Калиты, а между тем существует великое множество однотипных названий вроде 1-й Новоподмосковный переулок, 2-й Новоподмосковный переулок… И, с одной стороны, вроде все понятно: зачастую они расположены рядом, одну нашел, следующие где-то поблизости. С другой: может, все таки стоит давать улицам «говорящие» названия? Так поступили жители южного округа, выступив с инициативой назвать проезд, расположенный недалеко от церкви Апостола Фомы, Лучезарным. Ведь, что ни говори, жить на улице без названия как-то обидно.

Анна Семенец