Posted 22 февраля 2013,, 14:58

Published 22 февраля 2013,, 14:58

Modified 31 марта, 20:42

Updated 31 марта, 20:42

Кучмагейт

22 февраля 2013, 14:58
В политику мало прийти – из нее нужно уметь выбраться. Недостаточно заработать себе политическую старость – ею надо суметь насладиться. Но Украина не знает полутонов – тут либо можно быть всем – либо никем. Спросите у Леонида Кучмы.

В политику мало прийти – из нее нужно уметь выбраться. Недостаточно заработать себе политическую старость – ею надо суметь насладиться. Но Украина не знает полутонов – тут либо можно быть всем – либо никем. Спросите у Леонида Кучмы.

Институт бывших президентов – одно из немногих отличий украинской политики. Трое мужчин, каждый из которых пришел к власти на волне критики предшественника, теперь мирно восседают в один ряд на любом значимом внутреннем или международном событии. Их задача – напоминать о преемственности власти в стране, демократических выборах и поступательном развитии. Роскошью обладать «свадебными генералами» могут похвастаться очень немногие постсоветские страны – в большинстве «бывшие» попросту «сгорели на работе».

И до недавнего времени этот показательный фасад украинского европоцентризма не был заляпан ничем – даже горькая судьба Юлии Тимошенко никак не отразилась на экс-президенте Викторе Ющенко, в бытность которого «газовая принцесса» руководила правительством. Но Виктор Янукович славен умением разрушать традиции и устанавливать новые правила игры. Очередной жертвой которого стал экс-глава государства Леонид Кучма.

Замегенпрокурора Украины Ренат Кузьмин заявил в интервью российским СМИ о том, что судьба Леонида Даниловича продолжает висеть под дамокловым мечом карающей украинской немезиды. По его словам, прокуратура располагает достаточным количеством доказательств причастности экс-президента к убийству в 2000 году оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Еще несколько месяцев назад Леонида Кучму таскали на допросы в следственные органы – а позже было заявлено, что к бывшему главе государства вопросов у правоохранителей больше нет. Что же изменилось.

Версий у происходящего несколько. Самая простая связана с тем, что совсем недавно за решетку до конца жизни отправился экс-генерал МВД Алексей Пукач, которого суд признал непосредственным убийцей оппозиционного журналиста. После оглашения приговора он заявил, что согласится с приговором лишь тогда, когда вместе с ним сядут в тюрьму Леонид Кучма и экс-спикер Владимир Литвин. Некоторые эксперты допускают, что в эфире «Эха Москвы» замгенпрокурора просто сболтнул лишнего – в конце концов, прямой эфир не оставляет возможности тщательно вымарать из стенограммы «случайные» слова. По мнению сторонников этой теории, судить нужно по делам, а не по словам – и они предлагают ждать развития ситуации.

Другая версия связана с личными амбициями замгенпрокурора, который давно пытается на украинской шахматной доске превратиться из фигуры судебно-процессуальной в политическую. Неудовлетворенное эго заставляет его класть под бульдозер амбиций любые ушедшие в отбой политические карты – не случайно именно Кузьмин остается главным спикером по делам Юлии Тимошенко и Леонида Кучмы. Если так, то мы имеем дело с персональной игрой заигравшегося чиновника, мотивы и логика которой довольно сложно просчитываемы.

Третья версия касается семьи экс-президента. Зять Леонида Кучмы – один из влиятельных украинских медиамагнатов Виктор Пинчук. Быть может, слова замгенпрокурора – это сигнал к тому, что пора бы и закрутить краник свободомыслия в медиаактивах Пинчука. А также – черная метка самому олигарху на тот случай, если он решит играть слишком уж независимую политическую игру.

И, наконец, четвертая точка зрения связывает прозвучавшие заявления с попыткой официального Киева защититься от обвинения западных дипломатов в избирательном правосудии. 25 февраля должен состояться саммит Украина-ЕС, на котором, благодаря Ренату Кузьмину, Виктор Янукович сможет заявлять, что не только Юлию Тимошенко судят за преступления давно минувших лет, но и даже целого экс-президента. Украинский гарант получит возможность убеждать европейских коллег в том, что уголовные дела из архива поднимают не только для того, чтобы отправить за решетку оппозицию. Мол, вот у нас даже старичка-гаранта «незауисимае» следствие драконит.

Только вряд ли европейцев это объяснение хоть сколько-то устроит – никаких иллюзий в отношении Виктора Януковича на западе, судя по всему, никто не питает. Единственное, чего добьется украинский президент – так это уничтожение еще одного из последних правил политической игры на высшем уровне: о неприкасаемости «эксов». Ради своего президентства Виктор Янукович положит на алтарь не только политического противника, но и человека, который когда-то и открыл ему самому дверь в большую политику. И можете не сомневаться: если будет надо, то в роли жертвенного козла окажется вся страна. Смысл мелочиться?

Павел Казарин