Posted 25 февраля 2013,, 14:16

Published 25 февраля 2013,, 14:16

Modified 31 марта, 20:40

Updated 31 марта, 20:40

Самые умные?

25 февраля 2013, 14:16
Ученые обратились к Дмитрию Медведеву с требованием отменить грабительские поправки в законодательство, ликвидирующие надбавки за степени. Если правительство не прислушается, страна останется без науки.

Сегодня заканчивается сбор подписей российских ученых под обращением к Дмитрию Медведеву с требованием отменить грабительские поправки в законодательство, лишающие надбавок за ученые степени. Если правительство не прислушается, страна останется без науки.

Последние дни февраля ученые, работающие во всех подразделениях Российской академии наук, вынуждены заниматься несвойственным им делом: высчитывать материальные перспективы своего будущего и ставить подписи под обращением к правительству РФ и в Министерство образования и науки.

Суть проблемы в следующем: закон «Об образовании» и проект постановления правительства РФ «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» отменяют доплаты за ученые степени доктора и кандидата наук. Документы, гарантирующие ученым надбавки, признаны утратившими силу, причем взамен ничего не предложено.

Самый серьезный удар обрушился не на вузовских преподавателей, для которых удалось все-таки прописать кое-какие положения в законе, а на ученых из исследовательских институтов РАН - их в стране около 50 тысяч человек. «Мы считаем, что Дмитрию Медведеву кто-то особо заинтересованный подсунул этот законопроект. А картина, когда правительство подписывает документы «об ученых» почти не глядя, увы, уже традиционна», - говорят ученые.

Пока законопроект не подписан, сохраняется нынешняя ситуация, которую тоже нельзя назвать гуманной и перспективной. Сегодня все преподаватели и ученые, независимо от должности, получают 3-5-7-тысячную надбавку за звание. Согласно новому закону, надбавки вузовским преподавателям могут включаться в оклады по должностям, их величину будет определять руководство вуза. А вот в отношении сотрудников подразделений РАН подобные положения не зафиксированы ни в одном документе. Про десятки тысяч ученых просто забыли — в лучшем случае...

«В нашем институте сейчас идет очень активный сбор подписей, - рассказал «Росбалту» зампредседателя Санкт-Петербургской региональной организации профсоюза работников РАН, доктор физико-математических наук, сотрудник ФГБО науки «Институт высокомолекулярных соединений РАН» Александр Филиппов. - Насколько я знаю, на сегодняшний день по всей стране собрано около 4 тысяч подписей ученых, требующих отменить положения законопроекта и не лишать ученых материальной компенсации за свои звания. Причем в шоке от ситуации не только кандидаты и доктора наук, но и молодые ученые, званий пока не имеющие. Их аргумент прост: мы тоже хотим двигаться дальше, и тоже хотим стать кандидатами и докторами. Однако оклад младшего научного сотрудника сейчас составляет меньше 14 тысяч рублей. Еще около 3 тысяч они могли бы получать за звание. Деньги и так небольшие, но все-таки...».

«Неужели до такой степени все разворовали, что уже копейки с научных сотрудников приходится собирать?» - интересуются ученые на форуме сайта Общества научных работников.

Например, в Москве зарплаты ученых РАН не дотягивают даже до средней по региону, и разрыв растет с каждым днем. «При этом уже 75% бюджета академии наук идет на зарплату, ее долю увеличить невозможно. Мы и так испытываем колоссальные проблемы с оборудованием, оплатой коммунальных услуг. У нас останется только один вариант - вдвое сократить численность сотрудников», - заявил на днях журналистам вице-президент РАН Александр Некипелов.

В петербургских научных институтах с корреспондентом «Росбалта» ученые общаются буквально не выходя из лабораторий. «Перезвоните минут через 40, мы не можем прервать эксперимент», - попросили в ФГБО. А потом рассказали, что думают по поводу новых инициатив. «Получается, что ученые не вписываются в новую систему, и законы — не для нас, - отметил доктор наук Александр Филиппов. - Мы уже вроде бы привыкли к такому невниманию со стороны государства, но сейчас речь идет о лучших ученых страны. Посудите сами: у нас в РАН около 50 тысяч научных сотрудников, из них почти половина — со степенями. И их всех лишат тех мизерных денег, которые они получают. Пострадают не только люди, но и лучшие научные центры — например, Курчатовский институт. То есть все институты, не являющиеся преподавательскими. Потому что понятно, что одного голого энтузиазма ученым не хватит, особенно молодым. Им ведь тоже жить на что-то надо».

По словам запредседателя региональной организации профсоюза работников РАН, остаются еще, конечно, гранты, позволяющие талантам не только двигать вперед науку, но и выживать. Однако за гранты порой приходится «биться», а на это способны далеко не все.

По мнению ученых, новый закон также обладает коррупционным потенциалом. Помимо того, что величину надбавок будет определять руководство, так еще науку можно будет прихлопнуть и на самом высшем уровне. «Есть угрозы, и вполне реальные. У правительства при составлении бюджета на будущий год появится рычаг для сокращения финансирования науки. Просто средства «забудут» запланировать в бюджет», - убеждены ученые.

На фоне такого абсурда мрачной шуткой выглядят недавно опубликованные результаты опроса ВЦИОМа, говорящие о том, что около половины россиян считают научную карьеру престижной, а две трети были бы не против видеть учеными своих детей и внуков.

Корреспонденту «Росбалта» довелось недавно побывать в одном из ведущих вузов Израиля - Университете им. Вайцмана. Там учится в аспирантуре молодой ученый из Петербурга Юлиан. Он с красным дипломом окончил СПбГУ, теперь доучивается в Израиле. «Я очень хотел бы вернуться в Россию, если только будет, куда. По моему профилю — ядерной биофизике — сейчас еле-еле работает один институт в Гатчине, там замечательные ученые, но НИИ абсолютно нищий. А здесь я в любой момент могу для своих исследований пользоваться электронным микроскопом стоимостью 1 млн долларов», - говорит молодой ученый.

Пока научные работники не теряют надежду. Как заявил Филиппов, «даже если Медведев подпишет этот законопроект, у нас будет время до 1 сентября все-таки продолжить борьбу». По мнению доктора наук, самым простым и разумным способом если не помочь науке, то хотя бы ее не душить, было бы сохранение существующих надбавок — причем с автоматической индексацией. Есть и другие предложения. Как уточнил Филиппов, ни один российский ученый не согласился с непродуманными грабительскими нововведениями.

В свете таких событий показательным выглядит ответ на вопрос журналиста «Росбалта», заданный во время одной из пресс-конференций с участием ученых из ряда европейских стран. Журналист поинтересовался, как относятся уважаемые специалисты к перспективам развития российского «Сколково».«А что это?» - удивились иностранцы.

Марина Бойцова