Posted 1 апреля 2013,, 14:36

Published 1 апреля 2013,, 14:36

Modified 31 марта, 19:57

Updated 31 марта, 19:57

Силы быстрого разруливания

1 апреля 2013, 14:36
Александр Желенин
Минобороны и Госдума разрабатывают законопроект, который даст президенту эксклюзивное право направлять силы быстрого развертывания в другие страны, сообщают СМИ. Естественным образом возникает вопрос, зачем это нужно?

Минобороны и комитет Госдумы по обороне разрабатывают законопроект, который даст президенту эксклюзивное право направлять силы быстрого развертывания в другие страны, сообщают СМИ.

По данным газеты «Известия», законопроект направят в нижнюю палату еще в эту весеннюю сессию, а принят он будет до конца текущего года.

Естественным образом возникает вопрос, зачем это нужно?

Вот, зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев посетовал, что сегодня РФ «вообще не может никуда направить свои силы для проведения локальных спецопераций — ... лишь может вступить в войну после решения президента и ратификации Совета Федерации».

На самом деле, формальная сторона вопроса состоит в том, что, согласно Конституции России, главнокомандующим у нас является президент, а «решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» (ст. 102, п.1, (г) Конституции) является исключительной прерогативой такого слабого и мало что значащего органа власти, как Совет Федерации. Президент же, как гласит п.2 ст. 80 Конституции, лишь «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности...».

Понятно, что охрана целостности РФ и отправка войск за пределы страны — далеко не одно и то же.

С другой стороны, практика показывает, что юридические препоны в виде Конституции, в случае необходимости, обходятся российской властью легко и непринужденно.

Чью, скажем, целостность защищали российские войска в Южной Осетии, принадлежавшей тогда (да, де юре, и сейчас) согласно всем международным соглашениям Грузии?

Однако соответствующее решение о вводе туда войск президент и СФ приняли...

Между тем, очевидно, что решить эту конституционную проблему даже на уровне федерального закона невозможно — нужны поправки в Конституцию. Впрочем и тут сомневаться особо не приходится — буде политическое решение, будут и нужные поправки. Когда речь заходит о возрождении имперской мощи, все фракции Госдумы принимаются работают как единый механизм.

Важнее понять, зачем вообще вносятся подобные законопроекты? Власть готовится к очередной маленькой победоносной войне, лучшему, как они там считают, средству решения внутренних проблем?

В этом случае возникает вопрос, куда бросят очередной «ограниченный контингент» решать стратегические задачи партии и правительства? Афганистан, экс-советские страны Средней Азии, Закавказье?...

Поводы (при наличии желания) для ввода войск всегда найдутся. И более того, уже всерьез обсуждаются. Например, борьба с наркотрафиком (для Афганистана). Или обслуживание военной техники афганских правительственных войск российскими специалистами.

Что-нибудь в духе: мы мирно починяем военную технику, никого не трогаем, не шалим, а на нас взяли и напали. Ну, а мы, конечно, только защищаемся...

Такой сценарий становится все более реалистичным. Во всяком случае, начальник Главного управления международного военного сотрудничества минобороны России Сергей Кошелев, по информации газеты «Взгляд», на днях заявил, что «вопросы создания баз по ремонту вооружений и бронетехники в Афганистане» будут обсуждаться руководством российского оборонного ведомства и представителями НАТО в Москве уже в мае текущего года.

Еще один старый испытанный повод для ввода ограниченного спецконтингента куда бы то ни было, использованный, в том числе, и во время нашего вмешательства в юго-осетинский конфликт в августе 2008 года, - защита соотечественников. Этот повод хорош для южных и восточных стран СНГ, благо наших соотечественников там еще предостаточно.

Повторюсь, де факто мы можем сделать это в любое время. Ареал «российских интересов» мы уже обозначили, да собственно он давно и не скрывается нашими власть предержащими.

Дело за малым, за подведением под это соответствующей юридической базы.

Впрочем, и это не проблема.

Проблема может возникнуть тогда, когда война, которая планировалась маленькой и победоносной, станет большой, долгой и позорной. Этот вариант мы в своей истории тоже уже проходили. И не раз...

Но главное, что ни одна война, какой бы победоносной она не была, никогда не решала ни политических, ни социальных проблем общества. Чаще всего только усугубляла их.

Александр Желенин