Posted 30 апреля 2013,, 09:14

Published 30 апреля 2013,, 09:14

Modified 31 марта, 19:23

Updated 31 марта, 19:23

Снег нам в краны

30 апреля 2013, 09:14
Как рекордное количество снега, обрушившегося на Москву, и его обильное таяние сказались на качестве столичной воды, корреспондент «Росбалта» выяснял на Рублевском гидроузеле.

Нынешняя весна запомнится жителям столичного региона не только крепким мартовским морозом, но и большим количеством снега, который исчез лишь к концу апреля. Интенсивное таяние снега в середине месяца (когда температура воздуха колебалась около отметки в 20o) могло осложнить жизнь обитателям Московского региона, однако, к счастью, никаких катаклизмов не случилось. Корреспондент «Росбалта» отправился на Рублевский гидроузел, чтобы выяснить, не сказалось ли половодье на функционировании системы водоснабжения столицы и области и на качестве очищаемой воды.

«В 1898 году было принято решение построить здесь, в поселке Рублево, водопроводную станцию с элементами очистки. В 1903 ее запустили, и до 1917 года станция была Меккой. Каждый, кто приезжал в Москву знакомиться с достопримечательностями, приезжал сюда», - говорит один из руководителей комплекса Алексей Стоценко. Он проработал на Рублевской станции не один десяток лет, был в числе создателей специальной книги об истории гидроузла, и, кажется, знает о ней все.

Путешествие по комплексу водоподготовки началось с осмотра плотины. Несмотря на достаточно высокую вероятность паводка из-за обильного таяния снега, станция работает в штатном режиме. Объясняется это тесным сотрудничеством «Мосводоканала» с Московским Метеобюро и тщательной подготовкой к любым климатическим изменениям. Высота снежного покрова к концу марта достигла примерно 200 мм, что является самым большим показателем за всю историю метеонаблюдений. К примеру, в прошлом году эта цифра была практически в два раза меньше.

Следовательно, согласно прогнозам синоптиков, в Москворецкую систему должно было поступить около 600 тысяч кубометров воды (это на 200 тысяч кубометров выше нормы). Температура воздуха постепенно росла и 15 числа достигла своего пика в 21о. Четырьмя днями позже наступил пик половодья. В общей сложности приток воды в хранилище составил 1 млрд 100 млн кубометров. Интенсивность ее поступления в резервуар составила 1800 кубометров в секунду.

В сутки Рублевская водоочистительная станция выдает около 850 тыс. кубометров воды, тогда как москвичи ежедневно потребляют около 3 млн кубометров.

«На сегодняшний день пик половодья прошел, однако оно еще не закончено», - отметил генеральный директор «Мосводоканала» Александр Пономаренко. Он добавил, что теперь оно носит лишь остаточный характер. Водохранилища заполнены на 88%, а это значит, что система будет работать без сбоев на протяжении всего года. «Гидрологи очень точно подсчитали объем воды в выпавшем снеге, и поэтому мы верно понизили уровень воды в водохранилище. Теперь даже если будут какие-то интенсивные дожди, мы нормально дополним все водохранилища до 100%», - сказал Алексей Стоценко и перешел к объяснению технологии, позволившей справиться с погодной аномалией этой весны.

«Первое, что было заблаговременно выполнено, - сброс воды из водохранилищ. Уровень мы понизили на 60% (около 4-5 метров). Этот запас позволил принять большой объем снежной массы без превышения уровня Москвы-реки».

Тем не менее, соблюдение уровня воды в Москве-реке — это все же второстепенная функция Рублевской станции. Основная — переработка, очистка и доставка жидкости жителям столицы. Александр Пономаренко акцентировал внимание именно на качестве производимого «продукта». По его словам, во время половодья был организован особый контроль за чистотой воды. Ежедневно на каждом этапе обработки шел отбор проб с пяти тысяч точек по всей Москве. Такое большое количество мест тестирования позволяет равномерно обеспечить каждый район города качественной водой.

В пик половодья у сотрудников «Мосводоканала» также были опасения, что на чистоту и запах воды повлияет мусор, скрывшийся зимой под слоем снега. Но с помощью дополнительных мер по фильтрации излишняя загрязненность была ликвидирована.

«Вот Лукашенко вообще запретил на водохранилище, из которого Минск берет воду для питьевых целей, всякую культурную деятельность», - с заметным уважением к своим белорусским коллегам говорит Алексей Стоценко. «Там рыбу не ловят, никто не отдыхает, палатки не ставят — и это правильно. Потому что далеко не все наши жители, которые уезжают на отдых за город, оставляют после себя порядок. Мы с этим боремся: после каждого зимнего сезона десятками тонн вывозим мусор с территории водохранилища», - сетует он.

Далее сотрудники «Мосводоканала» продемонстрировали, как происходит анализ воды. Для этих целей используется катер на воздушной подушке. С небольшой группой персонала на борту он останавливается над самой глубокой точкой резервуара, а затем специалисты производят необходимые измерения с помощью специального оборудования.

Спустя несколько минут, уже на берегу, начальник аналитического центра по контролю над качеством воды Николай Бушин пояснил принцип действия прибора, выявляющего вредные примеси:

«Отбираем 10 мл воды, добавляем 3 капли реагента, перемешиваем до появления окраски и получившуюся в пробирке розоватую жидкость устанавливаем в прибор. Результат появляется моментально». Затем прибор автоматически отправляет все показатели в центральный диспетчерский пункт станции, где и происходит их непосредственный анализ.

Тем временем, директор «Мособлгаза» уже наладил прямую видеосвязь с руководителем Вазузской гидросистемы, расположенной в Смоленской области, Владимиром Трабуровым:

«Подготовка к половодью прошла успешно. Уровень водохранилища был понижен на 4 метра — на 1 метр ниже, чем обычно. Ожидаемый приток воды в водохранилище — 1 млрд 200 млн кубометров воды. Половодье достигло своего пика 15 апреля. Приток составил 1 тыс кубометров в секунду, а сброс через плотину — 1300. Эти цифры - рекордные за все 36 лет эксплуатации гидросистемы. Подтоплений и разрушений удалось избежать», - отчитался Трабуров.

Вернемся к процессу очищения воды. После того, как образец, взятый из Москвы-реки, проходит анализ на содержание различных химических элементов, специалистам становится ясно, с помощью каких компонентов воду необходимо отфильтровать. И только тогда основная масса жидкости поступает на различные склады и станции водоподготовки.

Огромную территорию, на которой расположена водоочистительная система, вполне можно назвать «небольшим государством». Вдоль ее границ стоит высокий бетонный забор с колючей проволокой, а все хозяйственные и строительные работы ведутся при минимальном вмешательстве извне. Такая защита от «остального мира» обусловлена тем, что нельзя допустить проникновение в санитарную зону водохранилища посторонних веществ и объектов. Даже грунт, появляющийся после рытья котлована под новые сооружения, откладывается в отдельное место, чтобы именно его использовать при необходимости.

«Раньше станция жила натуральным хозяйством. Мы сами строили, сами выращивали рассаду. Сейчас все эти подсобные хозяйства аннулировали, и мы, в основном, работаем по договорам подрядных работ», - говорит один из сотрудников.

Стоит отметить, что вместе с расширением территории столицы происходит и увеличение количества станций по обработке и хранению воды.

Один из новейших объектов — склад гипохлорита натрия (реагента, используемого для обеззараживания воды). Алексей Стоценко заметил, что долгое время на всех четырех водопроводных станциях Москвы для очистки воды использовался хлор. Как известно, это вещество ядовитое. Поэтому инженерная служба «Мосводоканала» разработала безвредный вид реагента, и в прошлом году на него перешли все водопроводные станции.

На складе гипохлорита натрия происходит, хранение, разбавление и дозировка реагента в воду. Новый реагент выполняет те же функции, что и хлор — обеззараживает воду. «Мы обязаны поставлять городу воду, которая безопасна, и гипохлорит эту функцию выполняет», - говорит Алексей Стоценко.

На всех столичных станциях водоподготовки существует как ведомственный контроль за качеством воды (в лабораториях самого предприятия), так и государственный (Роспотребнадзор).

Весь процесс фильтрации воды полностью автоматизирован, поэтому служебный персонал состоит в основном из инженеров-ремонтников.

Помимо гипохлорита натрия, для обеззараживания воды используется озон, который вырабатывается на специальной станции. Там, в огромных блоках, происходит отстаивание и фильтрация жидкости на угольных и песчаных катализаторах. После очистки вода поступает в резервуар, где ночью накапливается, а днем, в зависимости от объемов ее потребления горожанами, распределяется по насосам и отправляется в каждую квартиру.

В самом сердце водоочистительного комплекса – центральной диспетчерской - работа кипит круглосуточно. Здесь всем руководят два человека. Первый диспетчер следит за технологией очистки воды, а второй осуществляет общий контроль над станцией.

В зависимости от качества воды в источнике, а также от режима водопотребления диспетчеры меняют технологический режим работы всего комплекса. Работа диспетчерской на Рублевской станции согласована с центральным управлением «Мосводоканала» в Москве. В его задачи входит слежение за деятельностью промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории столичного региона.

В завершении своего рассказа Алексей Стоценко объяснил, в чем заключается различие между водопроводной водой Москвы и области.

«В подмосковных городах все пьют плохую воду, потому что там ее берут из подземных источников (артезианских). Есть ли там сооружения по переработке артезианской воды? Практически нет. В лучшем случае - станция для железистой воды. Я считаю, что местные руководители главы администраций эту проблему просто хоронят. Если она не будет раскручиваться, люди там так и будут пить плохую воду. Дело в том, что те источники уже тоже загрязнены. Мы главам администраций говорим об этом, но они не верят».

Денис Гольдман