Posted 22 мая 2013,, 20:05

Published 22 мая 2013,, 20:05

Modified 31 марта, 19:03

Updated 31 марта, 19:03

Вражеский турист не пройдет

22 мая 2013, 20:05
Развитие Петербурга как крупной европейской туристической столицы на словах для каждой администрации является одним из главных приоритетов. Но на практике эти заявления не стоят и выеденного яйца - город за такой статус бороться не может.

В рамках проекта "Петербург — мегаполис будущего" "Росбалт" предлагает оценить перспективы города на Неве как крупной европейской туристической столицы. На словах для каждой городской администрации это направление является одним из главных. Однако на практике все заявления не стоят и выеденного яйца — город за этот статус не может бороться по совершенно объективным причинам.

Примечательно, что профильные смольнинские чиновники, ответственные за туристическую политику, и эксперты, всерьез погруженные в материал, все последние полтора десятка лет предлагают по большому счету однотипные меры, способные продвинуть город на Неве в ряд первых туристических столиц Европы. Высказываемые идеи можно условно разделить на две неравные части — изменения практические и идеалистические. Первые в той или иной степени могут (и должны) быть реализованы на практике. Вторые же — при всей своей безусловной интересности — скорее являются лишь предметом умозрительных мечтаний.

Глухие чиновники

Шаги из первого списка обычно скучны до безобразия. Так, уже не первый год говорится, что на развитие Петербурга как туристического центра благотворное влияние окажет грамотная ценовая политика. Независимые эксперты давно предлагают снизить стоимость прибытия туристов в Петербург, а также их размещения в гостиницах. Для неспециалиста подобные шаги выглядят чем-то из ряда вон выходящим, хотя почти в двадцати государствах-членах Евросоюза НДС для отелей снижен до уровня 5-7%. Однако в России снижать федеральные налоги для субъектов Федерации — вещь совершенно немыслимая. А тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги (в том числе для гостиниц), на которые может повлиять региональная власть, растут регулярно и с удовольствием. Получается, советы чиновники все эти годы слышат отчетливо — вот только в жизнь их воплощать не желают.

Почти в любой морской столице туристов встречают не только открыточные виды, но и развитая инфраструктура, позволяющая гостям издалека тратить деньги, а городскому бизнесу — зарабатывать. В Хельсинки, например, набережная, на которую прибывают паромы и круизные суда, выходит к главной городской улице и площади. На них же, разумеется, заседает и начальство — национальное и городское. Только представьте себе, чтобы к резиденции губернатора Георгия Полтавченко или, упаси боже, президента Владимира Путина турист из-за рубежа мог бы подплыть на расстояние ружейного выстрела...

В Стамбуле набережные Босфора и Золотого Рога уставлены ресторанами и кафе, закономерно популярными у паромных туристов. Из таллинского порта также пешком можно выйти ко всем историческим достопримечательностям. Думается, что каждый желающий может свободно дополнить этот смысловой ряд.

Гостей, прибывающих в Петербург всего столетие назад, встречали Адмиралтейство, здание Биржи и величавые набережные Невы. А что сегодня? Горы мусора, кучи земли и унылые пейзажи новостроек Васильевского острова. Почувствуйте разницу.

К тому же белоснежные лайнеры — это неплохое украшение панорамы и для самих горожан. Кто, скажем, откажется посидеть в кафе на их фоне? По примерным оценкам, небольшое заведение общественного питания за каждый день уикенда зарабатывает в Петербурге не меньше 100 тыс. рублей. На береговой линии Васильевского острова поместятся около десятка ресторанчиков — стало быть, их общая выручка (по самым минимальным оценкам) в день составит порядка одного миллиона рублей. Не самые лишние налоги для городского бюджета.

Привлечение туристов в Петербург возможно также с помощью серии мероприятий международного уровня, в том числе народных и этнографических праздников. Очень странно, что все вместе профильные структуры Смольного до сих пор (уже при третьем подряд губернаторе) не смогли сформировать календарь таких событий. Хотя бы для того, чтобы турфирмы могли планировать объемы туристических посещений.

Следующим шагом на этом пути должно стать активное развитие региональных брендов, которые подчеркивали бы самобытность нашего культурного пространства, исторического наследия Петербурга. Таковых брендов во всеобщем распоряжении на настоящий момент совсем немного - кроме «белых ночей», пожалуй, и вспомнить нечего. А ведь развернуться здесь совсем не проблема: взять хотя бы все, что связано с жизнью и деятельностью выдающихся петербуржцев.

Этот путь, к слову, мог бы стать ключом к решению одной из самых главных проблем туристического Петербурга: привлечению гостей во время так называемого низкого сезона (в период с октября по апрель). Сейчас городские гостиницы в это время заполняются лишь наполовину, тогда как летом — минимум на 90%.

Слепые федералы

Еще одно ноу-хау несколько лет назад предлагал занимавший в то время должность главы регионального отделения Союза туриндустрии Сергей Корнеев: разрешить иностранцам регистрировать браки на невских берегах не позже, чем через два дня после подачи заявления. «В Пушкине, как известно, открыли недавно новый ЗАГС и восстановили Екатерининский собор. Почему бы не объявить акцию «Свадьба и венчание в Царском Селе»? Уверен, она привлекла бы многих и в России, и за рубежом», — рассуждал он.

На самом деле Петербург (особенно в период белых ночей) — город исключительно романтичный, ничуть в этом плане не уступающий тому же Сан-Франциско, признаваемому одним из самых лучших городов для влюбленных. Однако на этом пути перед городом стоит непреодолимая "гора": действующее федеральное законодательство, изменять которое специально под Петербург и его планы, разумеется, никто не собирается.

Федеральный крест наложен на великое множество городских возможностей. Взять, скажем, давно продвигаемый энтузиастами проект развития в Финском заливе международного яхтенного туризма. В соседний Стокгольм, для сравнения, ежегодно заходят свыше двух десятков тысяч яхт, общий доход от которых в казну шведской столицы исчисляется суммой почти в 50 млн евро ежегодно. А Петербург, по подсчетам бывшего главы комитета по инвестициям Смольного, способен принимать до 40 тыс. яхт в год.

Таким туристическим мечтам мешают воплотиться инфраструктурный и законодательный барьеры. К приему, для яхт необходимо подготовить всю прилегающую территорию, но этот вопрос вполне решаем. Однако останется преграда в лице российского законодателя, не желающего менять законы для упрощенного ввода яхт в российские территориальные воды.

Для радикального роста числа туристов, приезжающих в Петербург, профильные чиновники долгие годы предлагают распространить возможность безвизового пребывания в городе в течение 72 часов на все категории иностранных гостей. Это предложение основывается на исключительно удачном опыте безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Петербург на паромах и круизных судах (эксперты именно с этой инициативой связывают положительную динамику турпотока в город на Неве).

Федеральные власти слышат эти мысли давно, но в ответ говорят одно и то же: решительное "нет". Никакие новые поступления от налогов не заменят для них чувства, понимаемого в качестве «национальной гордости великороссов». "Откроем границы только тогда, когда это сделают наши европейские контрагенты", — говорят они тоном, не терпящим дальнейших дискуссий. При этом как будто забывая, что Париж, Вена и даже Стокгольм без нас обойдутся, а вот Петербургу расширение «клиентуры» вовсе не помешает.

Однако эту скалу, как вы сами понимаете, преодолеть невозможно. Ведь московские власти для Петербурга всегда будут руководящей и направляющей силой, не так ли?

Владимир Герасимов