Posted 26 сентября 2013,, 15:00

Published 26 сентября 2013,, 15:00

Modified 31 марта, 17:08

Updated 31 марта, 17:08

"Петербург — это поющие фонтаны и музыка Вивальди"

26 сентября 2013, 15:00
О музыке, сочинительстве, детях, которые готовы учиться и мечтают стать великими, рассуждает молодой композитор, исполнитель, преподаватель гитарной музыки, доцент СУ (РАО) Александр Яснев.

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В этот раз героем проекта стал молодой композитор, исполнитель, преподаватель гитарной музыки, доцент СУ (РАО) Александр Яснев.

Выбрать дорогу Александру Ясневу помог отец — гитарист. Закончив училище имени М. П. Мусоргского и ЛГУ имени А.С. Пушкина, молодой человек стал лауреатом международных и всероссийских конкурсов гитаристов - исполнителей. Сейчас музыкант преподает в трех школах, двух колледжах и вузе, воспитывая юные дарования, а сборники его произведений можно найти во всех музыкальных магазинах города.

— Александр, расскажите, как вы начали заниматься музыкой?

— Мой отец — знаменитый гитарист и преподаватель. Безусловно, я учился у него. Причем сперва я отказывался это делать, а в классе пятом сам решил начать музицировать. Отец, конечно, сомневался во мне, и мы поспорили: если я не буду успевать, он меня отчислит. Я старался изо всех сил и не подвел его. На второй год обучения я точно осознал, что это мое. В 4-5 классе начал сам сочинять музыку. И на переводных экзаменах уже играл свои произведения.

— Каким было первое музыкальное произведение, которое вы сочинили?

— Это была 3-х минутная композиция без названия. Раньше я слушал мало гитарной музыки и у меня была минимальная аудиобаза. Отец говорил, что мои первые сочинения были похожи на произведения классиков, что удивительно. Со временем я начал заниматься исполнительством. Исполнитель, который сочиняет, уже не просто играет, он, как творец, — излагает себя.... В училище имени Мусоргского мне продолжил "приумножать" композиции — миниатюры и крупные формы (вариации, сонатную форму и так далее). Их уже я и стал выдвигать на исполнительские конкурсы. Но я столкнулся с серьезной проблемой: жюри с российской стороны не понимает композиторов — исполнителей. Ко мне часто подходили и говорили, что надо определиться: либо ты исполнитель, либо композитор.

— И вы определились?

— Я продолжаю играть собственную музыку.

— Отец вами доволен?

— Сложный вопрос. Когда я выпустил свой первый сборник концертных пьес «Неутраченные иллюзии» (это четыре пьесы для шести гитар), он только спросил: «Ну и что ты будешь с ним делать, дарить?». Отец опускает меня с небес на землю. Но я придерживаюсь главной идеи своего сборника — нельзя утрачивать иллюзии — и продолжаю сочинять дальше.

— Вы провели детство за музыкальным инструментом и не развлекались, как другие ребята, не играли в футбол?

— Не люблю футбол. Смотрел его только с дедушкой, когда он заражал меня своей фанатской энергетикой. Сам же ходил на ушу и в бассейн.

— На каких концертах вы выступали последнее время?

— Так как сейчас я много преподаю, то часто выступаю вместе со своими учениками. Выхожу "на десерт", так сказать.

— Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Расскажите подробнее, где вы работаете?

— Я преподаю в трех школах: школе искусств имени Глинки, которую я когда-то сам закончил; школе имени Свиридова и школе Глазунова. Эти учебные заведения находятся в трех разных районах, в трех разных вселенных, в которых учатся кардинально разные дети. Талантливые ученики есть везде, но мне больше всего нравится работать с ребятами из школы имения Свиридова. Несмотря на то, что эта школа находится на окраине Петербурга, в ней дети и их родители не чувствуют себя клиентами. Люди приходят сюда заниматься искусством, сами идут к преподавателю.... Я также преподаю на кафедре музыкальных дисциплин факультета философии культурологии и искусства ЛГУ имени А.С Пушкина, в Смольном институте Российской Академии Образования, в Санкт-Петербургском Музыкальном училище имени Н.А Римского-Корсакова и МПК имени Б.И Тищенко.

— Как вы все это успеваете?

— Не знаю, кажется я "себя не успеваю". Я никогда раньше не хотел так работать, и у меня нет цели получить все деньги мира. Но есть какая-то внутренняя необходимость найти и научить талантливых ребят. Ну и материальная часть не чужда — деньги просто необходимы музыканту для того, чтобы играть на хорошем инструменте, а я играю не только на классической, но и на электрогитаре.

— Каких детей вам нравится учить больше?

— Студентов колледжа — это такое золотое звено, ребята которые еще готовы учиться и мечтают стать великими. В основном, в училища и колледжи приходят подростки, которые действительно серьезно решили заниматься музыкой. Если сравнивать этих абитуриентов с вузовскими, то зачастую первые намного толковее последних, потому как в музыкальные вузы в последнее время стали брать практически всех желающих. Когда мы поступали, конкурс был колоссальный, ребята были талантливейшие. Мы были такие танки, абсолюты, киты и боролись за эти места. Сейчас же набор идет тяжело, бывают годы, когда вообще не приходят люди.

— А есть ли какая-то мода на музыкальные инструменты?

— Да, конечно. Вот сейчас мода на гитару. На фортепиано приходят еще. В соответствии с этой модой многие преподаватели даже переквалифицируются.

— Есть ли у вас какое-то хобби, помимо музыки?

— Я заядлый киноман и смотрю все новинки, вне зависимости от критики. Это очень сильное хобби. Ну и обожаю саундтреки к фильмам.

— По Петербургу вы гуляете?

— Сейчас реже, времени маловато. А в студенчестве делал это часто — больше всего любил, как и многие студенты, Моховую. Сам город заряжает колоссальной энергией.

— Чего не хватает Петербургу?

— Светлых людей и улыбок. Эта тема поднималась еще в интересной беседе Андрея Смирнова (Терем Квартет) и Сергея Шнурова. Заметьте, переезжаешь границу Петербурга и Финляндии — и не понимаешь, почему у нас снег черный, а там - белый. А все ведь потому, что мы своими мыслями все вокруг очерняем. Поэтому лично мне хочется больше светлых мыслей и любви.

— Слушаете ли вы популярную музыку?

— Конечно. Вообще, я меломан и могу слушать даже американский рэп, после которого совершенно спокойно включу Вивальди. Мне нравится музыка, которая за собой несет какую-то информацию. Знаю многих исполнителей, которые хорошо играют, но за ними ничего не идет, нет посыла, вдохновения. Мне же больше интересны те, после концертов которых хочется совершать подвиги и летать.

— Как вы относитесь к русскому року? По большей части он весь построен на культе гитары.

— Русский рок — часть меня в первую очередь. Хотя лично для меня — это не музыка и гитара, а слова. Больше всего люблю группу «Чиж и Ко».

— Петербург — это какая музыка?

— Поющие фонтаны, Вивальди. Из гитарной — Сергей Ильин: по-настоящему питерская, лиричная, местами противоречивая, как дождь-солнце.

Беседовала Ксения Чепига

Проект "Петербургский авангард" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.