Posted 25 октября 2013,, 07:30

Published 25 октября 2013,, 07:30

Modified 31 марта, 16:39

Updated 31 марта, 16:39

Урок музыки: учить или мучить?

25 октября 2013, 07:30
«Человечество делится на тех, кто учился музыке, и кто не учился", - говорил Юрий Мишин. Во многих случаях откровенно жаль, что иному человеку не довелось получить музыкального образования.

Дети во все времена были разными по способностям, но очевидно то, что музыка облагораживает даже тех, о ком говорят «медведь на ухо наступил». Поэтому не следует далеко заглядывать в будущее, решая вопрос: «мучить» ребенка музыкальным просвещением или нет. Конечно, "мучить". Об этом и пойдет речь в рамках проекта "Семейная ценность", реализуемого ИА "Росбалт".

От Придворной капеллы до воспитательных домов

В исторических справочниках Северной столицы можно найти данные о том, что в XVIII столетии в городе не было специальных музыкальных учебных заведений. А профессиональное музыкальное образование можно было получить в Петербургской театральной школе, основанной в 1738 году, и в так называемых музыкальных классах. Таковые существовали, например, при Придворной капелле, образованной в 1740 году.

Но предварительно можно было рассчитывать на общее музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях, в том числе в воспитательных домах, Смольном институте или Сухопутном шляхетном кадетском корпусе.

Примечательно, что в 1858 году было создано Хоровое училище при Певческой капелле. А в 1862 году образовалась Бесплатная музыкальная школа и несколько позже, в 1881 году, - общедоступные музыкальные классы Педагогического музея. То есть возможность учиться музыке была обеспечена на каждой ступеньке социальной лестницы.

Только на исходе XIX столетия появились частные музыкальные школы, такие как Музыкально-драматические курсы Е.П. Рапгофа (1882 год), Музыкальные классы И.А. Гляссера (1886 год), Специальная школа фортепьянной игры и курсы пианистов-методологов С.Ф. Шлезингера (1887 год). Но опять-таки параллельно действовала и Бесплатная детская музыкальная школа имени М.И. Глинки (организована в 1906 году Балакиревым и Ляпуновым).

Не «перевелось» детское музыкальное образование и в постреволюционном городе на Неве. К 1920 в Петрограде было 20 районных музыкальных школ, а в 20-х – 30-х годах стала развиваться сеть специализированных средних музыкальных учебных заведений - техникумов и училищ. Были созданы Центральный музыкальный техникум (1926 год – ныне Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского) и Музыкальное училище при консерватории…

В 1990 году в городе насчитывалось около 40 детских музыкальных школ. В современном Санкт-Петербурге – около 50 (не считая частных студий и уроков).

Обучение, а не мучение

Для того чтобы обучение не превратилось в мучение, родителям следует очень внимательно подойти к выбору музыкальной школы для ребенка. Идеальный вариант, когда заведение находится недалеко от дома. И хорошо бы заранее познакомиться с преподавателем, постараться понять, насколько он терпелив, детолюбив и так далее.

На чем играть - это тоже вопрос не праздный. Лучше всего рассказать дочери или сыну о разных музыкальных инструментах, дать послушать, как они звучат, и поинтересоваться, какой ему больше нравится.

Вместе с тем педагоги советуют родителям учитывать особенности ребенка. Например, баян и аккордеон подходят детям наиболее развитым – это инструменты тяжелые, а игра на скрипке требует тончайшего музыкального слуха.

Не стоит использовать диктаторский подход, убеждая, например: "Твой дедушка играл на барабане, наверняка тебе понравится". У детей должно быть право выбора.

Многие семьи, располагающие достаточным материальным ресурсом, предпочитают нанимать частных преподавателей. С одной стороны, – хорошо, не надо тратить время и силы на дорогу. Но в этом случае стоит постоянно прислушиваться к ребенку и преподавателю, чтобы не упустить возможный момент потери интереса к музыкальным урокам.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать», - считал великий композитор Дмитрий Шостакович.

Так что обязательное условие успеха – не разовое, а постоянное посещение музыкальных вечеров и спектаклей в театрах, дабы расширять причастность ребенка к большому миру. Благо, у петербуржцев для этого немало возможностей.

И чаще читайте ребенку книги о музыке и музыкантах, а также стихи на соответствующую тему. Хоть бы и такие, «от Артура Гиваргизова»:

"Играет папа в переходе,

Над ним проходит магистраль.

Нам с мамой очень надоело

Таскать туда ему рояль..."

Или:

"Бежали мыши. В погреб. Композитор записывал в блокнотик — си, ре, ля. Он хочет сочинить «Бежали мыши», а получается «Полёт шмеля». А потому что флейта, флейта–пикколо должна звучать внутри, а не виола да гамба! Понял? Семь пропикало. А в холодильнике одна «Виола». Надо сходить хотя бы за хлебом…"

Примечательно, что сам автор детских стихов Артур Гиваргизвов учит детей игре на классической гитаре, преподает в музыкальной школе, умеет играть на лютне, питает нежную любовь к старинной музыке. Он считает, что главная задача уроков - развить у ребёнка слух, чтоб малыш мог научиться понимать язык музыки.

Не стреляйте в пианиста!

«Не стоит скупиться на зарплату музыкальных педагогов, начиная с детского сада, на содержание музыкальных школ, так как это может привести к настоящей беде – к более значимым в будущем убыткам, поскольку дети заинтересуются чем-то другим. Вспомним известное изречение: «больше театров – меньше тюрем». То же и с музыкальными школами. Не стоит «стрелять в пианиста». Экономия на детском музыкальном образовании, точно так же, как на образовании в целом, в будущем дорого обойдется стране», - считает музыкальный педагог детского Центра раннего развития Фрунзенского района Мария Антонова.

Помнится, как-то директор музыкальной школы Юрий Мишин, в течение многих лет проводивший международные конкурсы «Приноровье» в приграничном Ивангороде при участии регулярно приезжавших туда из Петербурга музыкантов и певцов Государственного Академического Мариинского театра, сказал: «Человечество делится на тех, кто учился музыке, и кто не учился. Те, что учились, куда более разносторонне образованы и, как мне кажется, более чувствительны к поэзии, живописи, прочим искусствам».

Интересно, что международный конкурс «Принаровье» носит имя крупнейшего в российской истории благотворителя Александра Людвиговича Штиглица (1814 - 1884) - выпускника Дерптского (Тартуского) университета, создателя Государственного банка России, промышленника – он строил в России железные дороги, а в Ивангороде основал текстильные предприятия. Кроме того, барон внес значительный личный вклад в развитие искусства и культуры, был благотворителем, и понимал, что в будущее, то есть в детей, надо вкладывать деньги – только тогда можно рассчитывать на развитие и приумножение славы Отечества.

Во многих случаях откровенно жаль, что иному хорошему человеку – инженер он, артист или чиновник - в свое время не довелось получить хотя бы скромного музыкального образования.

Евгения Седова

Проект "Семейная ценность" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.