Posted 7 января 2014,, 19:30

Published 7 января 2014,, 19:30

Modified 31 марта, 15:36

Updated 31 марта, 15:36

«Питер смеется, как северный шаман»

7 января 2014, 19:30
Что значит Петербург для творческого человека, каковы его достоинства и недостатки, заслуживает ли город своего громкого названия, рассуждают герои проекта «Петербургский авангард».

«Что для вас Петербург»? «Чего не хватает Северной столице?» «Почему вы работаете не в Москве?» «Какие места ваши любимые в городе?» - эти вопросы мы на протяжении года задавали героям проекта «Петербургский авангард». Сегодня мы выбрали наиболее яркие ответы и собрали их воедино, чтобы у читателей сложилось представление о том, какой же он, город на Неве глазами людей, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства.

Художник Юлия Безштанко: «Петербург Достоевского ничем не отличается от современного Петербурга. Та же энергия какого-то мытарства, вязкости. Этот город затягивает и не отпускает».

"А что вас радует в Петербурге?"

«В этом городе я могу пойти в любую сторону и получить эстетическое удовольствие. И вообще, приятно жить рядом с "Мадонной Бенуа"! Если вы меня спросите про типично петербургских писателей, то, на мой взгляд, это Иосиф Бродский и Леонид Андреев».

"Есть ли у Петербурга чувство юмора?"

"Питер смеется, как северный шаман. А шаманы, вы, наверное, знаете, смеются над серьезными вещами».

"А не поженить ли Петербург на Москве?"

«Нет. Они по гороскопу не подходят. Москва – Телец, а Питер – Водолей».

Главный режиссер Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Юрий Бутусов: «Что для меня Петербург? Не могу ответить на этот вопрос по той простой причине, что у меня нет на него ответа. Иногда мне кажется, что я люблю этот город, но в какой-то момент мне становится смертельно скучно в нем, и я мечтаю только о том, чтобы сбежать… Я любил его раньше, может быть, так — когда был "Сайгон", и рок-фестиваль, и 150 малюсеньких театриков. Да, точно! То есть когда деревья были большими. А теперь не люблю, потому что вместо "Букиниста" на Литейном какой-то уродский банк… Но почему-то приезжаю. И думаю о нем — не скажу, что много, но думаю. Здесь живет моя семья, мои учителя, здесь Моховая, Рубинштейна — а вместо "Идеальной чашки" на Владимирском сумки продают! Кому нужны эти сумочные магазины в таком количестве?! Но все-таки Лев Абрамович здесь, в Питере — это как-то радует… И Дрейден бродит по Литейному с рюкзачком — это вообще чудо. С другой стороны, критикесса Ш… Уфф, как страшно! Она-то всех нас видит насквозь и, конечно, скажет всю правду и разоблачит — от нее не скроешься. Ладно… Эрмитаж все-таки пока не перенесли в Москву — хотя не исключено. А куда дели змейку из скверика перед Мариинской больницей? Я не узнаю свой город — такое ощущение, что он поменял цвет, он пытается стать, как все, — а это единственное, чего не надо делать. Такое ощущение, что, кроме футбола и его болельщиков, тут никто не живет. Нет, неправда, где-то живет Сокуров и ткет что-то прекрасное и никому не нужное. В общем, я не могу ответить на этот вопрос...».

Рок-музыкант, лидер группы "Пилот" Илья Черт: «Петербург - Чудо-остров, плавающий на пересечении силовых линий планеты, а потому эфемерно скользящий вдоль стенок с разными реальностями. А потому люди, живущие в Питере, делятся четко надвое: те, кто живет в мегаполисе с табличкой "Санкт-Петербург", и те, кто живет на Чудо-Острове Пургопетрике. И первые не чуют разницы между собой и вторыми, ибо чуйка сдохла. А вторые – Ку!.. У вторых от рождения умение отличать себе подобных и врожденное прочухалово. Так что тут два мира в одном, чатлане среди пацаков так и снуют, так и снуют...»

Молодой художник Катя Флоренская: «Какие плюсы есть у Петербурга? Всем плюсам, про которые я могу сказать, уже сто раз перемыты кости. По сравнению с Москвой тут тихо. И вроде как не нужно прогрызать себе норку каждую секунду, а только периодически (по крайней мере, так думает большинство питерцев). По сравнению с другими городами страны тут есть почти тот же спектр всех мыслимых наслаждений, как и в Москве, а иногда и получше. А минусы - снег и лёд плохо убирают».

Музыкант, лидер движения "Рок-Петроград" Сергей Елгазин: «Я знаю Москву не понаслышке. Я жил в районе Перово — это пятиэтажная окраина города. На меня там было совершено разбойное нападение, ко мне не раз приставали из-за моих длинных волос… Так вот низовую часть Москвы я знаю очень хорошо. Кроме того, я был на тусовках, в том числе и телевизионных, и мне там не понравилось. Москва и ее жители мне не нравятся. А в Петербурге я родился и вырос. Понятие малой родины никто не отменял. Я, кстати, не люблю слово Петербург. Я был категорически против переименования. Я не ассоциирую Ленинград с Лениным. Это город, в котором я родился. Чем мне не нравится название Санкт-Петербург? Так может называться центральная часть города. Но все остальное - нет, даже Петроградская сторона не Петербург. Когда втыкают уродство из стекла и бетона в историческую застройку в стиле поздней эклектики, о каком Санкт-Петербурге мы говорим?! Санкт-Петербург — это заявка на что-то. Понимаете?.. Нужно выкупать все эти уродливые новостройки, платить собственникам бешеные деньги, и сносить. Другого выхода не вижу».

Потомственный петербургский скульптор Павел Игнатьев: «Я часто думаю о том, понравился бы мне город, если бы я приехал сюда впервые. Наверное, да. Но здесь все очень неудобно для людей. Хотя я прекрасно понимаю, почему у нас фонтаны не работают круглый год. Город построен в таком месте, где климатически это неудобно. А не хватает, кажется, новой красивой площади. Давно не делали новых».

Артист балета Театра музыкальной комедии, хореограф Дмитрий Пимонов: «Петербург для творческого человека как для верующего Иерусалим. Мне довелось работать с артисткой из Москвы. Она приходила в театр усталая, с кругами под глазами – так на нее влиял местный климат, признавалась, что ей очень тяжело просыпаться в нашем городе, но работать в Петербурге интересно. Здесь дышится лучше, лучше танцуется, если хотите. В Северной столице ты ощущаешь творческую свободу: гуляешь по улицам, любуешься убранством старинных зданий и чувствуешь, что отовсюду на тебя льется творческая мысль. Это духовная столица».

Художник и дизайнер Инна Гринчель: "Что для меня Петербург? Его классика вдохновляет меня на творческие провокации, будит мысль. Петербург – это не только омузеенные сокровища ушедших эпох, это еще крупнейшая площадка авангарда, новаторства. Собственно таким город был раньше и остается им поныне. Сколько безумного креатива было в арт-центре "Пушкинская, 10" в перестроечные времена, сейчас интересными проектами славится новое выставочное пространство "Эрарта". Если городу чего и не хватает, так это денег меценатов и коллекционеров, их смелости в приобретении новаторских предметов дизайна и искусства. А творческие силы в городе есть. Просто нуворишам надо почаще бывать на вернисажах".

Кукольник Емашева Елена: "Самое моё любимое место в Петербурге – это блошиный рынок, Уделка. Последнее время мы, скромной компанией друзей, там охотимся за разными раритетами… Я очень люблю использовать в работе винтажные ткани, брошки, кружева. Всё это можно отыскать на развалах гигантского рынка в выходные дни. Недавно, например, я там наткнулась на ребят, которые продают старые монеты, пряжки, серьги, наконечники стрел и т.д. Они утверждают, что некоторым мелочам по несколько веков. Правда-неправда, сказать трудно, но всё это безумно интересно. Любимая лавка у меня на Удельном рынке – это лавка со стеклянными бутылочками. Некоторым из них по сто лет. А Петербург для меня – это очень много. Он пробуждает творческую фантазию, он даёт интересных друзей и богемное общение, он – это мои университеты и моё признание».

Руководитель Службы по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры, заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов Юлия Логинова: «В городе мне не хватает солнца, конечно. Петербург настолько классически компактен, в нем нет той широты, что есть в Москве, зато в нем есть интеллигентность и наполненная содержательность. Лично я бы хотела, чтобы люди, проживающие здесь, больше узнавали город. Это не то, чего не хватает городу, а то, чего не хватает петербуржцам — интереса к своему городу и истории. У нас ведь почти на каждом фасаде мемориальная табличка. Что касается скульптур, то наша служба — малая доля того, что можно было бы делать. У нас, к примеру, нет отдельной службы, отвечающей за содержание фасадов, а она очень нужна».

Писатель и художник Игорь Голубенцев: «Я вырос на бескрайнем Севере… На Гражданке. А школу оканчивал на Адмиралтейской набережной. Может, поэтому у меня нет сформировавшейся концепции Города внутри. Его образа. Питер, его настрой и настой, разумеется, влияет на то, как я живу и работаю. В Москве, например, меня просто укачивает от темпа жизни. Но зимой отсюда хочется сбежать. Зимой Питер пахнет гландами…»

Молодой композитор, исполнитель, преподаватель гитарной музыки, доцент СУ (РАО) Александр Яснев: «Петербург — это поющие фонтаны, Вивальди. Из гитарной музыки — Сергей Ильин: по-настоящему питерская, лиричная, местами противоречивая, как дождь-солнце. Городу не хватает светлых людей и улыбок. Эта тема поднималась еще в интересной беседе Андрея Смирнова (Терем Квартет) и Сергея Шнурова. Заметьте, переезжаешь границу Петербурга и Финляндии — и не понимаешь, почему у нас снег черный, а там — белый. А все ведь потому, что мы своими мыслями все вокруг очерняем. Поэтому лично мне хочется больше светлых мыслей и любви».

Муза петербургских художников, кинозвезда Северной столицы Татьяна Шаповалова: "Петербург для меня — любимый город, который необходимо сохранить именно в том виде, в котором он сейчас находится. Он прекрасен! Хотелось бы, чтобы именно таким видели Петербург и мои дети, и мои внуки, и правнуки. Но на самом деле Петербург для меня — это прежде всего "Борей", где собираются лучшие люди города".

Российский актер и режиссер Александр Баргман: «Петербург для меня — это мамин Ленинград из детства: огромный, серый, с зеленой чащей под названием Летний сад. Затем далекое, безвылазное Купчино, затем яркие разножанровые картинки в перебежках между театрами. Сегодня — любимый, грустный и одинокий куда-то уходящий родственник…»

Уличный музыкант Николай Музалев: «Петербургу не хватает пешеходного центра и подземных парковок. В творческом плане у него все есть».

Художник Андрей Геннадиев: «Городу не хватает каких-то хороших отношений между людьми, но по заказу это не делается. Раньше мы жили скромно, но очень верно, а сейчас все грызутся. Из-за чего — не понятно. У меня перед мастерской картины испортили — разорвали холсты. Чем я кому-то насолил?»

"Можно ли вас считать петербургским художником"?

«Однозначно. Я вырос на Миллионной улице, между Эрмитажем и Русским музеем. Без пальто туда и обратно. Миллионная улица — первая в Петербурге. Раньше она называлась Луговой и была даже не улицей, а проездом. По легенде, Петр с Меньшиковым на ней охотились. Все дома на этой улице мне знакомы до боли — и крыши, и подвалы, все исследовано. Я не стал бы художником, если бы не Петербург. Он проникает вглубь тебя, и вне зависимости от твоего желания ты питаешься этой красотой. Все живущие в этом городе — художники. Петербург ведь изначально задуман как картина. И несмотря на нагромождение иноземщины, этот город русский. Уникальный город».

Художник-карикатурист и иллюстратор Николай Воронцов: «Петербург – это величественный гранитный командор с вечно хлюпающим носом… Я приехал сюда скромным провинциальным парнем, заготовкой. Город меня стал формировать. Сбоку пришлепал кусок Петроградки, с другого боку прилепил кусок Невского проспекта, Охту размазал по спине, Васильевским укрепил бедра, золото Исаакия пошло на внешний декор».