Posted 3 марта 2014,, 13:50

Published 3 марта 2014,, 13:50

Modified 31 марта, 14:46

Updated 31 марта, 14:46

Крым: никто не хочет стрелять первым

3 марта 2014, 13:50
Никто в Крыму не берется предсказывать, чем закончится противостояние. Но точно известно одно: ни одна из противоборствующих сторон, включая, кстати, татарское меньшинство, поддерживающее Киев, не готова начать войну.

Попасть в Крым оказалось непросто. Купленные в "Пулково" авиабилеты предполагали маршрут Петербург-Москва-Симферополь, однако днем в пятницу в "Шереметьево" уже у транзитной стойки я узнал, что рейс в Крым откладывается до 5 утра. Таких транзитных пассажиров набралось около двух десятков, и сотрудники "Аэрофлота" предложили всем отправиться в гостиницу, чтобы не маячить в аэропорту. Ночью стало известно, что власти Киева закрыли небо Крыма для всех самолетов, а телефонный звонок дежурного подтвердил эту информацию.

"Никто не может сказать, когда будет открыт симферопольский аэропорт", - сообщил сотрудник "Шереметьево". Тогда я поехал на Курский вокзал, и там, к моему удивлению, смог без всякого ажиотажа купить билет на поезд Москва-Севастополь. Поезд оказался заполнен едва наполовину - никаких толп десантников, которые, согласно гуляющим в Рунете слухам, должны были прибыть в Крым для его защиты, не наблюдалось. Большая часть пассажиров - пенсионеры или мамаши с детьми.

В моем купе, как, впрочем, и во всем поезде, живо обсуждали последние события и ожидаемый ввод российских войск на Украину. Но опасались вовсе не солдат - проводники дрожащими от волнения голосами рассказывали о грабежах, которые, по слухам, стали обыденностью на территории, контролируемой киевской революционной властью. "По нашему направлению такого еще не было, а вот на западе Украины шалят бандеровцы", - горько шептали женщины в форме, разнося чай. Поэтому границу все встречали настороженно.

Российские пограничники в Белгороде проверили поезд минут за десять, а вот украинские таможенники в Харькове оказались более обстоятельны - поезд там держали почти час. Причем вместе с таможенниками в поезд хлынули коробейники, заунывными голосами предлагающие средства самообороны. "Граждане пассажиры, покупайте электрошокеры и пневматические пистолеты. Обстановка тревожная, защитите свою жизнь от бандюганов", - доносилось из коридора. И, между прочим, люди покупали и даже ссорились за последний электрошокер, оставшийся у торговца.

В районе Мелитополя в поезд вошел целый цыганский табор, и те граждане, что оказались без средств самообороны, горько пожалели об этом - цыганки по-хозяйски заходили в купе и принимались бодро промывать мозги гражданам. Выпихнуть цыган удалось лишь в Джанкое, но им на смену пришли торговцы черной и красной икрой. О том, что вместо икры в литровые банки упакованы водоросли и крашеное пшено, знают не только продавцы, но и все потенциальные покупатели, однако изматывающие крики "не сидим, не смотрим, встаем и покупаем икру" доносились до самого Симферополя.

В Симферополе я вышел и побрел по неожиданно жаркому после Петербурга городу к центру - туда, где, согласно сообщениям СМИ, проходит бессрочный митинг русскоязычной общины. Уже через несколько минут я стал свидетелем массовых беспорядков - отряды народной самообороны блокировали в Симферополе на улице Карла Маркса КПП войсковой части А2542, подразделение морских десантников. Мужчины выстроились в ряд, выставив перед собой щиты, раскрашенные в цвета крымского флага, и под руководством рослого мужчины в камуфляжной форме стали отрабатывать какие-то сложные маневры.

Поговорив с участниками, я выяснил, что цель протестующих - не допустить выдвижения десантников в сторону административных зданий в Симферополе. Впрочем, стоящие рядом офицеры с КПП заявили, что они и не собираются никуда выдвигаться.

Дальше по улице обнаружилось огромное здание крымского парламента - Верховная рада автономной республики Крым. Рядом бурлила толпа человек в 200. Работала звукоусилительная аппаратура, люди пели песни времен Великой Отечественной войны. Также несколько местных бардов успели сложить песни про "поганых бандеровцев", "которые хуже фашистов" — этим песням просто хлопали, потому что еще не выучили слова. Я сделал на ходу несколько фотографий и решил, что вернусь снимать митинг, как только устроюсь в гостинице.

Гостиница "Украина", расположенная в самом центре Симферополя, рекламировала себя в Сети как самая солидная и безопасная. Заселившись в свой номер на третьем этаже, я на несколько минут забрался в душ. А когда вышел, выяснилось, что в "солидной и безопасной" гостинице банально воруют - из закрытого номера со стола в кабинете исчезли ноутбук и видеокамера. Служба безопасности позже показала мне интереснейшее кино, в котором некий мужчина отслеживал у стойки портье только что заселившихся постояльцев, а затем забегал к ним в номер, хватая все, что плохо лежит. Впрочем, это не помогло милиции найти преступника. Милиционеры произвели стандартные следственные действия, включающие снятие отпечатков пальцев и изъятие видеозаписи, но сразу сказали, что злодей им неизвестен, и где его искать, они не знают.

На следующий день я, вытряхнув все карманы и зачистив зарплатную карточку, обзавелся новым ноутбуком и фотоаппаратом. Продавцы отнеслись к моему рассказу сочувственно, а заодно сообщили, что, по их ощущениям, преступность за последние месяцы резко пошла вверх. "Раньше спокойнее было, можно было ночью город с края до края без всяких проблем пересечь. А сейчас какие-то мутные люди появились, то погромы учиняют, то просто людей грабят. А вчера на митинге возле парламента пырнули парня ножом и убежали. Парень умер от потери крови, а убийцу не нашли. Опасно стало на митинги ходить", - рассказал мне продавец Дмитрий, однако тут же добавил, что все равно пойдет митинговать после окончания рабочего дня.

Впрочем, акция возле здания Верховной рады Крыма выглядела совершенно мирной. Десятки людей с георгиевскими ленточками спокойно обсуждали последние новости, чаще всего возмущаясь подачей новостей на мировых и украинских телеканалах. По мнению большинства, западные СМИ необъективны и не говорят о реальных проблемах, которые несет новая власть гражданам страны.

"Власть в Киеве захватили фашисты, хотят запретить нам говорить по-русски, требуют, чтобы мы говорили на их странном, недавно выдуманном языке. А ведь они даже сами друг друга не понимают, говорят на каком-то суржике и хотят, чтобы мы тоже так мучились. Мы им не запрещаем говорить на суржике, так пусть они не запрещают нам говорить на великом и могучем языке! В аптеке лекарство берешь, а там такое написано, что сами врачи понять не могут, честно говорят, что бред написан, лишь бы по-украински выглядело. А насчет мирной жизни с Киевом - моего деда бандеровцы расстреляли, я постоянно бываю на его могилке. И вы правда думаете, что после всего этого я буду за них? Никогда Крым не будет под бандеровцами! У нас есть своя власть, мы ее сами выбрали, и нас она устраивает", - рассказал мне местный житель Сергей Иванов. Он также поведал, что из-за киевской революции лишился работы, потому что компания, в которой он работал экскаваторщиком, решила закрыть крымский филиал. "Они просто позвонили из Днепропетровска, из головного офиса, и сказали нам, что заказов нет, поэтому всех увольняют. И вот теперь я безработный. Что делать - ума не приложу. В Россию, что ли, ехать на заработки?" - сказал Иванов.

А вот руководитель местного отряда самообороны Михаил Шеремет, который, собственно, и командовал здесь подразделениями горожан, заявил, что никуда уезжать не собирается. "Мы пришли сюда, чтобы обеспечить мир и порядок на нашей земле. Мы никому не позволим здесь беспредельничать, как это делают сейчас на Западной Украине или в Киеве. К российским войскам мы относимся положительно - они пришли защищать нас. А бандеровцы сожгли Киев и хотят устроить здесь такой же погром, какой они устроили у себя. Мы этого не допустим", - заявил отставной военный и, выстроив в две шеренги своих дружинников, принялся отдавать распоряжения о патрулировании улиц.

Общее настроение по поводу ввода российских войск выразил другой руководитель отряда самообороны, атаман местных казаков Владимир Шахворостов. "Нас и Россию провоцируют на силовые действия, но мы не поддадимся на провокации. Все сейчас стоят со взведенными автоматами, ждут, кто первый выстрелит. Кто начнет стрельбу первым, тот агрессор - все это понимают. Мы не хотим войны, мы хотим мира. Те части, что подчиняются Киеву, тоже не хотят стрелять. Вот так и стоим, смотрим, у кого крепче нервы", - пояснил атаман.

Действительно, не успел я отойти от места проведения митинга и трехсот метров, как увидел грузовик, полный солдат без опознавательных шевронов. Солдаты были в масках, с автоматами в руках, большая часть сидела под тентом, а несколько человек встали вокруг грузовика, заодно блокировав нежилой двор рядом.

На вопросы они не отвечали, но, судя по тому, что грузовик встал рядом с расположением той самой части, которую блокировали вчера дружинники, эти солдаты должны будут остановить выдвижение украинских морских десантников из расположения части А2542. Пока я снимал солдат, рядом остановилась женщина с желто-синими лентами, приколотыми к пальто. Глядя на солдат с откровенной неприязнью, она рассказала мне, как ее раздражают действия России и местных дружинников.

"Я очень возмущена тем обстоятельством, что у нас по всему Крыму поснимали флаги Украины и повесили флаги России. Что это такое - разве мы не украинцы? Я считаю, что наши граждане, которые делают это, просто предают свою страну. Моя дочь живет в Польше, она там выучила польский язык, потому что уважает государство, в котором живет. Почему жители Крыма не могут выучить украинский? В СМИ лгут, что нам запрещают говориит по-русски - ничего не запрещают, просто говорят, что надо еще знать украинский. Я видела недавно программу НТВ, там какая-то женщина из Севастополя обманывала всех, утверждая, что ей не разрешают говорить по-русски. Вообще, российские СМИ очень много лгут про Украину. Я хочу вам сказать, что никаких бандеровцев и фашистов ни в западной Украине, ни в Киеве нет, к власти пришли демократические силы, которые хотят навести порядок и убрать всех коррупционеров из правительства", - рассказала мне бывший биолог, а ныне пенсионер Надежда Левченко, жительница Симферополя. Причем, пока она говорила, ее поддержали как минимум три женщины, проходившие мимо.

Никто в Крыму не берется предсказывать, чем закончится это противостояние. Но точно известно одно: ни одна из противоборствующих сторон, включая, кстати, татарское меньшинство, поддерживающее Киев, не хочет начинать войну первой.

Все ждут выстрела с противоположной стороны.

Евгений Зубарев