Posted 7 июля 2014,, 12:36

Published 7 июля 2014,, 12:36

Modified 31 марта, 12:44

Updated 31 марта, 12:44

Новый образ спасителя

7 июля 2014, 12:36
Сериал «Департамент», который сейчас показывают на Первом, обещал зрителю возможность "заглянуть в закулисье правоохранительных органов". Снимали его для "думающих людей". И повод задуматься, действительно, есть.

Чемпионат мира по футболу стремительно приближается к финалу, в сетке вещания появились заметные бреши. В них-то на Первом и разместилась российская премьера сериала «Департамент» (режиссеры - Армен Арутюнян-Елецкий, Михаил Жерневский и Станислав Мареев), повествующего о буднях сотрудников службы собственной безопасности. В сериале заняты многие известные актеры – Михаил Ефремов (бритый наголо, он производит неизгладимое впечатление), Андрей Соколов, Михаил Трухин, Виктория Толстоганова, Дарья Мороз и другие.

«Столь яркая и интересная кинематографическая премьера просто не может остаться без внимания зрителей и поклонников жанра... По сути, у зрителей имеется возможность взглянуть под совершенно новым ракурсом на внутренние специальные службы современной полиции. Заглянуть в закулисье правоохранительных органов еще никогда не было настолько интересно!», - заявлялось в анонсе «мировой премьеры» сериала, которая прошла еще год назад.

По правде сказать, взглянуть «под совершенно новым углом» в любом случае бы не получилось, потому что мало кто имеет хотя бы отдаленное представление, чем именно они там занимаются. До нас долетают либо бодрые телерепортажи с демонстративных арестов «оборотней в погонах», либо отголоски каких-то скрытых от посторонних глаз ведомственных разборок, вроде загадочной смерти генерала Бориса Колесникова. Поэтому врать сценаристы и режиссеры могли бы совершенно беззастенчиво – в конце концов, есть в истории культуры сюжеты, когда автор пишет что-то отчасти от балды, отчасти почитав в газете раздел «уголовная хроника», а в итоге мы получаем «Крестного отца» и пребываем в уверенности, что так все и бывает на самом деле.

Тем не менее, сериал активно хвалили еще до выхода на экраны: многие сюжеты основаны на реальных историях, сценаристы работали в архивах, актеры знакомились с сотрудниками департамента, режиссеров консультировали в Главном управлении собственной безопасности МВД РФ, настоящие работники департамента принимали участие в съемках. «Мы хотели снять сложный и интересный детектив для думающих зрителей», - говорил продюсер фильма Алексей Моисеев.

На мой взгляд, внимания «думающего зрителя» в этом сериале достойны две вещи. Первое – действительно ли сотрудник правоохранительных органов может жениться на бывшей жене бандита и сохранить должность, или это борьба за сентиментальную женскую аудиторию? Не так много я смотрю телевизор, но давно заметила, что самые слащавые картинки в наших детективах – это сцены семейной жизни добродетельных полицейских.

И второе – так сказать, концепция российской действительности в данном сериале. Сюжет захватывающий, интрига есть, в первых сериях даже не сразу понятно, кто хороший, кто плохой. Если бы еще лица у некоторых персонажей не были настолько неприятными, что с их моральным обликом сразу все становится ясно, - было бы еще лучше. И вот честные менты борются с продажными, раскрывают преступление, и в конце каждого цикла подводится итог этой борьбы. Например, такой: «Подполковник Щепов и капитан Торч частично признали обвинение и получили длительные сроки тюремного заключения. Семеро личных охранников депутата Митина получили разные сроки наказания. Полковник Гаревич за недоказанностью вины был оправдан и уволен из органов по состоянию здоровья. Самому депутату Митину обвинение не было предъявлено по причине депутатской неприкосновенности и недостаточности улик». Или такой: «Митин жив, сидеть будет тихо, контрабанду по трассе гонять не будут, по крайней мере, в ближайшее время. Погонят по другой». Или: «Мы медленно, но верно возвращаемся в ситуацию начала девяностых, где вместо безмозглых бандитов и отморозков заправляют всем теперь грамотные бандиты в погонах». В конце концов, из детских уст вылетает слово «пацанизм» - так мальчик характеризует современную российскую действительность.

В общем, этот департамент внутренних расследований ведет неравную борьбу с коварным внутренним врагом и побеждает на отдельных участках фронта. Однако сколько бы ни рубили этой гидре головы, их у нее столько, что саму гидру не уничтожить. Победа над злом - всегда локальная. Проще вступить в коалицию с депутатом Митиным - тем более что он попал под преступный передел собственности и превратился в жертву, а депутатскую неприкосновенность с него сняли.

Но наибольшее впечатление на меня произвел генерал по имени Андрей Яковлевич, которого играет Андрей Соколов. Этот ветеран спецслужб, прошедший горячие точки, имеет обыкновение чуть что лупцевать подчиненных по мордасам в лучших национальных традициях. Делает он это в случае смерти подопечного гражданина или в ситуации, когда жизни этого подопечного угрожает реальная опасность. Не смог защитить свидетеля, даже если он и обвиняемый, – получи по физиономии.

Вот это - точно для думающего зрителя. Какой смысл в том, что начальник может ударить подчиненного, а подчиненные – молчат, потому что виноваты?

А вот какой: не приведи Бог, примут поправки к закону о полиции, инициированные депутатами Хинштейном и Яровой. Тогда полицейские будут освобождены от ответственности за травмы, которые они могут нанести лицу, совершившему преступление, а также от ответственности за повреждения, причиненные имуществу граждан и организаций во время исполнения своих служебных обязанностей. И постоять за нас, рядовых граждан, будет некому - кроме старообразного генерала, который, в случае чего, хотя бы побьет провинившегося.

Татьяна Шоломова