Posted 3 сентября 2014,, 15:37

Published 3 сентября 2014,, 15:37

Modified 31 марта, 11:47

Updated 31 марта, 11:47

Конфликт с НАТО останется на словах

3 сентября 2014, 15:37
Российское общество не готово к разрыву отношений с Европой и США, поскольку Запад сегодня это не только Кончита Вурст и однополые браки, но и высокие технологии, современная экономика и кредиты, полагают эксперты.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявил о готовности Североатлантического альянса развернуть пять новых военных баз в Литве, Латвии, Эстонии и Польше. Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, которое цитируют РИА Новости, со ссылкой на слова Расмуссена сообщает, что на базах будут размещены 4000 человек в составе сил быстрого реагирования.

По всей видимости, эту же тему 2 и 3 сентября президент США Барак Обама обсуждал в Таллинне с лидерами Эстонии, Латвии и Литвы Томасом Хендриком Ильвесом, Андрисом Берзиньшем и Далей Грибаускайте. При этом визит главы Белого дома в столицу Эстонии проходит на фоне обострения ситуации на востоке Украины и в преддверии саммита НАТО в Уэльсе.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, насколько вероятно усиление конфронтации между НАТО и Россией и чем чревато такое развитие событий для нашей страны.

В НАТО отсутствует консенсус по поводу размещения постоянного контингента войск Альянса в восточноевропейских странах - участницах блока, сказал «Росбалту» политолог Алексей Макаркин. В частности, по его словам, во Франции и Италии пока без восторга относятся к этой идее. Между тем, напоминает эксперт, решения в НАТО принимаются только основе консенсуса, а он, в свою очередь, достигается на основе компромисса.

В то же время политолог полагает, что в любом случае военное присутствие НАТО в Восточной Европе «безусловно, увеличится». «Вопрос лишь в пределах этого увеличения. Пределы же зависят от развития ситуации на Востоке Украины. Если она стабилизируется, то военное присутствие Североатлантического альянса все равно вырастет, но не до уровня постоянных военных баз в Восточной Европе. Если же ситуация там будет ухудшаться, то, возможно, что дойдет и до такого варианта», - считает он.

Макаркин не исключает, что военным ответом России на создание новых баз в Восточной Европе, может стать размещение в Калининградской области ракетных систем «Искандер». Что касается экономических последствий, прежде всего, для той же Калининградской области, то, по мнению эксперта, на приграничную торговлю с Польшей это вряд ли повлияет. «Это ведь не Советский Союз. Если раньше Калининградская область была естественным продолжением СССР, то сейчас она эксклав, и превращать ее в осажденную крепость никто не собирается. Самоизоляция этой области слишком опасна для самой России», - отметил Макаркин.

Россия сегодня не столь самодостаточна, как СССР в годы «холодной войны», когда Советский Союз обладал гораздо большими ресурсами и был гораздо слабее, чем нынешняя РФ, вписан в мировую экономику, полагает эксперт. Однако, несмотря на эти обстоятельства, именно поражение в военном соревновании с Западом стало одной из главных причин крушения СССР, напоминает Макаркин.

Современное российское общество также не готово сейчас к разрыву отношений с Европой и США, поскольку «Запад сегодня это не только Кончита Вурст и однополые браки, но и высокие технологии, и современная экономика, и кредиты», - говорит эксперт.

«Выдержим ли мы сегодня гонку вооружений учитывая, что российское общество реально не готово к тому, чтобы стать мобилизационным и сколько-нибудь серьезно себя ограничивать? Часть общества соглашается на это на декларативном уровне, но внутренне рассчитывает, что этого не произойдет, надеется, что мы как-нибудь извернемся и договоримся с ними на наших условиях. Глобального противостояния Россия, видимо, не выдержит», - подводит итог Макаркин.

Открытие пяти новых военных баз НАТО в Прибалтике и Польше для России принципиально ничего не изменит, полагает заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев. Размещение новых баз Альянса повлияет лишь на модификацию военной доктрины РФ, считает он.

Золотарев также не считает, что в случае размещения баз НАТО в Восточной Европе, Калининградская область будет изолирована от России в большей степени, чем сейчас. Даже несмотря на то, что сегодня «молодые люди там имеют больше возможностей поехать на Запад, чем на основную территорию той страны, гражданами которой они являются».

В то же время, уверен Золотарев, характер экономических связей между Россией и Европой также составляет прочный фундамент их отношений, «который практически исключает военную конфронтацию, какие бы жесты по отношению друг к другу не делались».

Что касается заявления Расмуссена, то Золотарев полагает, что, «по всей видимости, в НАТО искали повода для того, чтобы реализовать ту политику, которую Запад проводит в течение последних десятилетий, за исключением начала 1990-х годов. Раньше такого повода для того, чтобы ее реализовать в конкретных мероприятиях, у них не было, а теперь он появился».

Сам факт размещения военных баз НАТО в Восточной Европе, если оно произойдет, «это неприятно, но страшного в этом ничего нет», - считает эксперт. По его словам, «фактически, Запад, и, прежде всего США, начали проводить по отношению к России ту же политику сдерживания, которую проводили Штаты в отношении СССР».

Александр Желенин