Posted 25 марта 2015,, 13:11

Published 25 марта 2015,, 13:11

Modified 31 марта, 08:50

Updated 31 марта, 08:50

Оппозиция перед выборами: шансы есть

25 марта 2015, 13:11
«Росбалт» попросил экспертов высказать свое мнение о перспективах политической оппозиции в преддверии парламентских выборов 2016 года. Мнения политологов по этому вопросу, а также о возможной тактике "несистемщиков", разделились.

О перспективах оппозиции в России сегодня можно говорить лишь гипотетически. С одной стороны, налицо ситуация, когда системные парламентские партии настолько слились с правящей, что без уточнения формальной принадлежности их представителей отличить их друг от друга уже почти невозможно. По большому счету, думские «оппозиционеры» уже давно напоминают разные фракции одной партии власти, что стало еще более очевидно после присоединения Крыма.

С другой стороны, несистемная оппозиция хоть и выводит десятки тысяч своих сторонников на улицы Москвы, сегодня совершенно не структурирована и объединяется по тому или иному значимому для протестующих поводу — будь то нарушения на выборах, война в Украине или резонансные преступления, как это было во время последней массовой демонстрации, посвященной памяти Бориса Немцова.

«Росбалт» попросил экспертов высказать свое мнение о перспективах реальной оппозиции, которой по определению являются сегодня «несистемщики», в преддверии парламентских выборов 2016 года. Мнения политологов по этому вопросу, а также о возможной тактике оппозиции, разделились.

Так, вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что у непарламентской оппозиции есть шанс попасть в Госдуму в 2016 году при условии, если она объединится. Он отмечает, что последняя демонстрация несистемной оппозиции в Москве, посвященная памяти Бориса Немцова, собрала десятки тысяч людей и была по численности сопоставима с самой массовой акцией протеста последних лет, состоявшейся на проспекте Сахарова в российской столице в декабре 2011 года, когда на нее вышли более 100 тыс. человек.

Однако сегодня, считает эксперт, сочувствующая оппозиции среда значительно уже, чем тогда. Произошло это во многом из-за присоединения Крыма к России, что объединило вокруг Владимира Путина, в том числе, и многих из тех, кто раньше поддерживал демократов, говорит Макаркин.

Тем не менее, если оппозиция объединится и выдвинет из своей среды новых ярких лидеров, у нее есть шансы провести своих представителей в Госдуму на выборах 2016 года, прогнозирует политолог. В качестве доказательства он привел результаты выборов в Мосгордуму в 2014-м, где в отдельных округах оппозиционные кандидаты набрали до 25% голосов. При 5-процентном проходном барьере нельзя сказать, что шансов у оппозиции нет, тем более что «ближе к 2016 году протестные настроения, скорее всего, будут расти», - говорит эксперт.

Проблема российской оппозиции сегодня в том, что, в отличие от эпохи конца 1980-х — начала 1990-х годов, в глазах многих граждан Запад уже не воспринимается в качестве альтернативы правящему режиму, полагает Макаркин. Кроме того, чтобы привлечь избирателей, ей «придется выйти за пределы узкополитических требований», уверен он. Остается, по его мнению, и проблема - «кого допустят до выборов». Но в целом перспективы российской несистемной оппозиции зависят от того, как будет меняться отношение к власти в стране.

Ядро несистемной оппозиции в России остается достаточно устойчивым, что демонстрируют три массовые демонстрации, собиравшие в Москве за последний год по 50-70 тысяч участников каждая. Такое мнение высказал «Росбалту» политолог Андрей Пионтковский. Он полагает, что оппозиция и дальше должна делать акцент на расширение массового протеста и консолидацию своих рядов, а не на участие в системных выборах.

Эксперт обращает внимание на то, что власть сегодня не в состоянии собрать такое количество участников акций в свою поддержку, как оппозиция, без использования административного ресурса.

Пионтковский считает, что любые действия оппозиции, направленные на участие в «судьбоносных» думских выборах 2016-го и президентских 2018-го годов, «играют на пользу власти», поскольку «обеспечивают ее пиар». Это «участие в проектах власти», - уверен он.

Альтернативой выборам, подконтрольным власти, для оппозиции является продолжение «организации массовых акций, просветительская работа, максимальная степень гражданского неповиновения, водораздел по вопросу украинской катастрофы, украинской войны», - говорит политолог. Он подчеркнул, что глубоко убежден в том, что /российский/ «режим не выйдет победителем из этой войны, это будет его крупной внешнеполитической катастрофой, которая обнулит его, и тогда в стране начнется политическая жизнь, в которой можно будет думать и про коалиции, и про выборы и многое другое».

В условиях кризиса, санкций, ухудшения социально-экономического положения большинства населения России и раскола ее правящей элиты несистемная оппозиция может сыграть очень важную роль в трансформации существующего в стране режима. Такое мнение высказал «Росбалту» кандидат исторических наук, председатель научно-просветительского центра «Праксис», политолог Алексей Гусев.

Говоря о потенциале несистемной российской оппозиции, эксперт напомнил, что помимо тех 50-70 тысяч человек, которых она в течение уже нескольких лет регулярно выводит на улицы столицы и которые являются ее устойчивым ядром, есть и его периферия, и она гораздо шире. Гусев иллюстрирует этот тезис тем, что на выборах мэра Москвы в 2013 году за действительно оппозиционных кандидатов вроде Алексея Навального и Сергея Митрохина проголосовали более 700 тыс. московских избирателей.

Однако, считает Гусев, «в нынешних условиях у оппозиции электоральных возможностей просто нет. Если выборы превращены в имитацию, то о чем говорить?» По его мнению, электоральные возможности у несистемной оппозиции могут появиться «только в том случае, если уже произойдут некие политические перемены, которые сами могут быть только результатом массовых действий, манифестаций и так далее».

По словам эксперта, «когда возникнут предпосылки для превращения нынешней несистемной оппозиции в электоральную силу, неизбежно произойдет размежевание внутри нее самой. На свободных и честных выборах эта оппозиция породит, вероятно, несколько политических сил, которые могут разделять некие общие демократические принципы, но, тем не менее, будут различаться между собой, например, по экономической программе, по отношению к национальному вопросу или уровню федерализма в стране».

Он полагает, что в этом случае из рядов нынешней несистемной оппозиции «может выделиться либерально-консервативное и лево-демократическое крыло». Что касается особого влияния русского национализма или сталинизма в этой оппозиции, эксперт не думает, что эти течения будут играть значительную роль в будущем, хотя они и были представлены в движении 2011-2012 годов. «Достаточно в связи с этим вспомнить координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова или председателя Исполнительного комитета Национально-демократической партии Владимира Тора», - говорит Гусев. По его мнению, «украинский кризис привел к размежеванию в российской оппозиции, и эти течения уже отошли в сторону и сблизились с Кремлем».

Сомневается в ближайших электоральных перспективах нынешней несистемной российской оппозиции и доктор политических наук Григорий Голосов. Они, по его мнению, пока в целом отсутствуют в силу особенностей политической системы России. «Наша избирательная система устроена так, что не допустит успеха оппозиции на выборах в сколько-нибудь значимых масштабах, хотя и не исключено, что одному или двум ее представителям позволят пройти в одномандатных округах», - говорит политолог.

«Перспективы несистемной оппозиции вытекают из ее положения и состоят в том, чтобы по-прежнему развивать протестную активность. Насколько это будет получаться - зависит и от властей, и от нее самой, потому что для этого нужны смелость, энергия и другие качества. Найдутся ли они и позволят ли их проявить — отдельный вопрос», - отмечает Голосов.

«Если же говорить о выборах, то, вероятно, стратегически неправильно было бы совершенно отказываться от участия в этих мероприятиях, просто нужно ясно сознавать, что те выборы в России, которые существуют сейчас, нужны властям для того, чтобы консолидировать контроль над политической системой», - считает эксперт.

С другой стороны, говорит он, «как показали события 2011 года, эти выборы чреваты для властей и определенными рисками, и задача оппозиции состоит не в том, чтобы отказываться воспроизводить эти риски, а в том, чтобы попытаться делать это в новых условиях».

Александр Желенин