Posted 8 июля 2015,, 15:45

Published 8 июля 2015,, 15:45

Modified 31 марта, 07:17

Updated 31 марта, 07:17

Сенаторы насчитали дюжину угроз для России

8 июля 2015, 15:45
Совет Федерации направил в Генпрокуратуру «патриотический стоп-лист», в который попали двенадцать иностранных организаций. Уже осенью они могут быть объявлены в нашей стране нежелательными и запрещены.

В так называемый «патриотический стоп-лист» Совета Федерации вошли в основном американские фонды, а также несколько организаций из Польши и Украины. В их числе - Фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет и Крымская полевая миссия по правам человека.

Обращение российских сенаторов изучат в Генпрокуратуре, а также в Минюсте и МИД. Предполагается, что уже осенью эти организации все-таки будут признаны нежелательными и фактически запрещены (тем более, что Минюст технически готов приступить к заполнению соответствующего реестра, форма которого уже появилась на его официальном сайте, но пока пустует).

Один из инициаторов этого документа, глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев заявил, что «стоп-лист» следует рассматривать как одну из мер по противодействию «антироссийской активности» иностранных и международных организаций. «Далеко не все иностранные организации представлены в России или осуществляют свою деятельность напрямую, но это не означает, что он не ведут здесь свою деятельность вообще», - сказал сенатор на заседании верхней палаты парламента в среду.

По его словам, иностранцы используют длинную цепочку посредников, скрывают свои истинные цели, а также финансируют российские организации наличными или через заграничные счета. «Только от трех американских фондов нашим иностранным агентам (НКО, получившим этот статус, – «Росбалт») было перечислено в 2013-2015 годах полмиллиарда рублей. Именно поэтому и возникла идея «стоп-листа», - признался Косачев.

По информации «Росбалта», сенаторам предлагали включить в «черный список» в общей сложности более 60 иностранных организаций. Много предложений поступило из Госдумы, наибольшую же активность проявили депутаты от ЛДПР. В самом Совфеде говорят, что сведения относительно активности иностранных организаций в России стекались к сенаторам «из регионов, общественных организаций и аналитических центров». Между тем, накануне глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас случайно проговорился, что лично консультировался по списку не только с Генпрокуратурой и МИД, но и с ФСБ.

В Совете Федерации дали понять, что «стоп-лист» нацелен не только на фактическое перекрытие источников зарубежного финансирования для российских НКО, работающих в статусе «иностранного агента» и других организаций, отметившихся резкими критическими высказываниями в адрес властей. Так, по некоторым данным, только Фонд Макартуров участвует в финансировании более 20 организаций в России, в том числе Московского центра Карнеги и Центра защиты прав СМИ. «Мы должны реагировать на новые схемы расшатывания ситуации в стране, которые появились в обход российского законодательства», - сказала спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

Очередным приступом страха российских властей перед «цветными революциями» мотивировал необходимость составления очередного «черного списка» и сам Косачев. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке - тем, кто дает деньги, неважно, сколько деревьев или животных вы спасли, но им важно, чтобы вы готовили активистов с потенциально протестным потенциалом. Проще говоря, им важно, сколько людей те смогут вывести на улицы, когда извне будет назначен «час икс», - сказал он.

Сенаторы уверены, что многие иностранные организации прямо или косвенно задействованы в подготовке сценария по смене власти в стране. Именно по этой причине они не согласны с теми, кто утверждает, что «стоп-лист» попали исключительно правозащитные организации. «Никакие это не правозащитные организации, они постоянно мимикрируют и прячут концы в воду», - заявила на заседании сенатор Валентина Петренко.

Ее поддержал коллега из Крыма, сенатор Сергей Цеков. «23 года никто не реагировал нарушение прав русских крымчан и русскокультурных. Приводили факты десятками, а они не реагировали. Они нас убеждали, что мы должны обязательно учить украинский язык, отказываться от русской литературы, которую в школах включали в раздел «иностранная литература». Эти организации только сеяли рознь между крымско-татарской и славянской частями Крыма, а не стремились к интеграции», - возмутился парламентарий.

Косачев также обратил внимание на тот факт, что ни одна из вошедших в список организаций почему-то до сих не обеспокоилась защитой прав русскоязычных жителей стран Балтии, а также ситуацией с правами человека в странах Персидского залива, «являющимися лояльными союзниками США».

«Патриотический стоп-лист» - не окончательный, он будет пополняться, предупредили в Совфеде. По закону, в него могут быть включены любые иностранные и международные организации, которые представляют угрозу конституционному строю, обороноспособности или безопасности страны.

Как опасаются многие эксперты, расплывчатая формулировка и отсутствие критериев «нежелательности» позволяют запретить в России любую зарубежную организацию, которую заподозрят во враждебности к российским властям, даже если таковая будет выражаться исключительно в словесной критике их действий.

Елена Земскова