Posted 2 декабря 2020,, 18:43

Published 2 декабря 2020,, 18:43

Modified 30 марта, 12:50

Updated 30 марта, 12:50

Глава СВР назвал Менделеева агентом российской разведки

2 декабря 2020, 18:43

Всемирно известный ученый-химик, создатель периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев был одним из «наиболее известных» агентов российской разведки XIX века. Об этом рассказал глава Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин в интервью журналу «Историк», номер журнала посвящен столетию СВР.

Как пишет РБК, на вопрос интервьюера, кто из известных людей привлекался к работе разведки, Нарышкин перечислил «несколько наиболее известных имен». По его словам, это первый председатель Императорского Русского исторического общества князь Петр Вяземский, химик Дмитрий Менделеев, географ и исследователь Николай Пржевальский, литератор и дипломат Александр Грибоедов. «Все они — кто-то в большей, кто-то в меньшей мере — занимались разведывательной деятельностью, политической и военно-стратегической разведкой», — уточнил глава СВР.

Напомним, в 1995–1997 годах издательство «Международные отношения» опубликовало шеститомник «Очерки истории российской внешней разведки». Как говорится в описании к серии, очерки написаны на основе документов и архивных материалов «коллективом ветеранов и действующих сотрудников СВР», имеющих солидный опыт ведения разведывательных операций за рубежом. В одном из разделов первого тома серии есть глава, где речь идет о роли Менделеева в истории разведки, а именно — о том, что Менделеев собирал секретные данные об американском керосине и бездымном порохе во время своих поездок в Америку и Францию.

Эта работа и написанные на ее основе публикации СМИ были подвергнуты критике доктором химических наук, бывшим директором Музея-архива Д. И.Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете, а ныне профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Игорем Дмитриевым.

В статье, опубликованной в научном журнале РАН «Вопросы истории естествознания и техники», он указывал, что «никаких мало-мальски убедительных доказательств разведывательного характера деятельности Менделеева» в Америке в работе СВР не приведено, и русский ученый использовал лишь официальные источники и те данные, которые получал от самих американских нефтезаводчиков. Ученый также указывает на невозможность проверки опубликованных в этой главе некоторых цитат самого Менделеева, так как из библиографического описания источников цитирования не ясно, о каких архивах идет речь. Как пишет Дмитриев, «Менделеев томился в Париже от вынужденного 12-дневного бездействия. В его дневниковых записях часто встречаются жалобы: „скучно“, „мельчает Париж“ и т. д.».

Тем не менее, по словам эксперта, визит Менделеева мог быть связан с некими «деликатными поручениями», хотя и не имевшими отношения к поискам рецепта пороха. В качестве подтверждения Дмитриев ссылается на документ из архивов Военно-морского флота. Это документ связан с подготовкой Менделеева к поездке.