Posted 9 ноября 2021,, 09:06

Published 9 ноября 2021,, 09:06

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

«Если свита играет плохо, король выглядит глупо»

9 ноября 2021, 09:06
Роль второго плана — это как неприглашенный на праздник родственник, уверен солист оперы Павел Сопов.

В Санкт-Петербурге 11 ноября объявят имена лауреатов VI Национальной оперной премии «Онегин». 33 претендента на победу сразятся в восьми номинациях: «Дебют (Женщины)», «Дебют (Мужчины)», «Примадонна, «Мастер сцены», «Гость» (за участие в оперной постановке в качестве приглашенной звезды), «Роль второго плана», «Состав» (за совместимость и взаимодействие участников постановки на сцене), «Событие» (с подзаголовком «Традиции и современность»). Торжественная церемония пройдет на сцене Михайловского театра. Ведущими церемонии станут Сати Спивакова и Владимир Машков.

Одним из 33 номинантов премии в категории «Роль второго плана» стал солист петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Павел Сопов, исполнивший партию Дона Базилио в «Свадьбе Фигаро». Сопов — выпускник консерватории им. Римского-Корсакова по классу вокала и камерного пения, ученик педагогов Франко Пальяцци (Италия), Ирако Кавамиши (Швейцария), Сони Мацар (Израиль) и Маквалы Касрашвили. В интервью «Росбалту» он рассказал, почему второстепенные персонажи в пьесе не должны уступать главным и что артистам дает участие в музыкальной премии.

Моцартовская «Свадьба Фигаро» появилась в афише театра «Зазеркалье» накануне прошлого Нового года. Расскажите об этой постановке, чем она отличается от прочих?

— Моцарт — очень сложный и разноплановый композитор, его непросто ставить и исполнять. Поначалу кажется, что все легко, но когда погружаешься в работу, то понимаешь, что не все так гладко в датском королевстве. Ведь нужно сделать так, чтобы зрители смотрели, не отвлекаясь. И, думаю, нашему музыкальному руководителю Павлу Бубельникову и режиссеру-постановщику Александру Петрову это удалось. Роли у всех вышли разноплановые. Александр Васильевич дал нам задачу, а дальше мы уже стали по-актерски работать, додумывать персонажей в конкретных обстоятельствах. Каждый из нас привносил в своего героя что-то свое, а потом все это уже крутили-вертели постановщики, отбирая все ненужное — чтобы вышел цельный образ.

И когда смотришь разные варианты «Свадьбы Фигаро», а потом наш спектакль — без ложной скромности хочется сказать, что мы ничем не хуже. Выкладывались и выкладываемся по полной программе.

— Ваш Дон Базилио — какой он?

— Обычно этого персонажа делают однобоким, поверхностным, он не раскрывается как натура, о его мыслях ничего не говорится. Но у нас он не скучный, ведь роль игровая. Дон Базилио — хитрый, веселый, любвеобильный. Бывает достаточно едким, потому что всегда держит нос по ветру, всегда начеку. Это кот, который гуляет сам по себе. Нужно заметить, что во многих постановках персонажей второго плана не замечают, они как бы проходят мимо зрителя. Есть даже понятие «ансамблевая роль». Но в нашем случае, из-за того, что постановка достаточно модерновая, Дон Базилио задействован буквально по всему спектаклю, роль объемная и разноплановая. Для артиста она очень интересная.

Мы старались, чтобы было смешно, весело, чтобы зритель не скучал, потому что опера большая, нужно много петь — речитативы, арии. Мы хотели, чтобы человек, глянув на часы, обнаружил, что прошел час, а он и не заметил.

— Обычно взгляд зрителей и критиков прикован к главным героям. Насколько важны в каждом спектакле второстепенные персонажи? И такие ли уж они и второстепенные?

— Есть такая фраза: короля играет свита, и если свита играет плохо, король выглядит глупо. А Раневская когда-то сказала, что не бывает вторых ролей, бывают плохие актеры. Поэтому задача артиста — найти зерно в своем персонаже и вырастить характер. Надо понимать, что зрителю никогда не будет интересно, если самому солисту скучно. При этом нужно стараться не угодить аудитории — боже упаси ей угодить! — но заинтересовать ее, чтобы тебя запомнили. В этом плане роль второго плана — это как неприглашенный на праздник родственник, который при этом много тебе может дать. Ведь мало иметь красивый бриллиант, к нему нужна оправа. Персонажи второго плана выполняют именно такую функцию.

— О чем вы подумали, когда узнали, что попали в список 33 номинантов на премию «Онегин»?

— Участие в этом конкурсе приятно — независимо от того, кто получит главный приз. От нашего театра в число претендентов попали артисты, исполняющие как главные, так и второстепенные роли — очень важно и почетно, что «Зазеркалье» заметили и пригласили. Конечно, было бы интересно не просто попасть на вручение премии, а посмотреть другие постановки, которые впечатлили жюри, чтобы увидеть, что сделали твои коллеги — как это происходит, к примеру, на фестивале «Золотая маска».

Что дает артисту участие в премии?

— Это хороший шанс, чтобы тебя заметили и пригласили в другой проект — не только конкретного артиста, но и весь театральный коллектив. Это про личностный рост, про признание руководства театра. Это очень престижно, учитывая, что что премию до нас получали прекрасные люди — например, мои педагоги, оперные певицы Тамара Синявская и Маквала Касрашвили. Получал ее и Павел Аронович Бубельников — настоящий кладезь знаний и опыта для молодых артистов, человек, который знает, как будет звучат постановка. Который всю нашу «Свадьбу Фигаро» собрал, соединил.

Беседовала Анжела Новосельцева