Posted 29 декабря 2021,, 14:57

Published 29 декабря 2021,, 14:57

Modified 30 марта, 08:22

Updated 30 марта, 08:22

Дмитрий Колезев. Надежда на коррупционеров

29 декабря 2021, 14:57

Конец 2021 года — словно отчаянный рывок на финишной прямой забега к заветной ленточке с надписью «Диктатура». После сокрушительной для гражданского общества новости о ликвидации Верховным судом «Международного Мемориала» (признан в РФ НКО-иноагентом) порадовал председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Он опубликовал на сайте КС свою новую книгу «Конституционное правосудие: процедура и смысл», в которой журналисты «Коммерсанта» нашли слова о возможности возвращения смертной казни в России.

Этому вопросу в книге 78-летнего Зорькина посвящена целая глава. В ней пожилой председатель КС, цитируя Гегеля и Канта, а также любимого им советского правоведа Владика Нерсесянца, приходит к выводу о «нерешенности проблемы» смертной казни:

«То обстоятельство, что Конституционный Суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем. Ведь, как верно замечено, пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт.

Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно».

Насколько можно понять из текста, утверждение Зорькина о том, что «пока есть умышленные убийства, вопрос применения смертной казни не может быть полностью закрыт» — это именно мысль почитаемого им Нерсесянца. Оставим этот спор философам, но заметим, что в европейских странах умышленные убийства по-прежнему существуют, а вопрос со смертной казнью почему-то закрыли. Но ясно же, что в Европе господствуют чуждые нам ценности. Они там и гей-браки разрешают, и людей решили не казнить — что с них взять?

К слову, книга Зорькина в PDF-формате выглядит довольно неряшливо оформленной, с многочисленными двойными пробелами и т. п. Ощущение, что выложили плохо отредактированную версию по принципу «ложка дорога к обеду»: когда, как не сейчас, поговорить об отмене смертной казни?

Как бы то ни было, новость о допущении отмены моратория на высшую меру широко разошлась, в том числе была опубликована государственными информагентствами, удачно вписавшись в репрессивную повестку конца года. Тема популярная в народе, большинство которого традиционно выступает за возвращение смертной казни. Люди уверены, что казнить будут только злостных педофилов, серийных маньяков и особенно отъявленных коррупционеров. Вера эта, с учетом состояния нашего правосудия, наивна.

По иронии судьбы, в вопросе сохранения моратория на смертную казнь, надежда как раз на коррупционеров: почти любой представитель высшей политической элиты прекрасно понимает, что при определенном стечении обстоятельств он довольно быстро может стать козлом отпущения, которого эффектно расстреляют для повышения рейтинга перед очередными выборами. Так что в интересах представителей элиты — не допускать возвращения смертной казни ни в коем случае.

Дмитрий Колезев, журналист