Posted 3 февраля 2022,, 14:47

Published 3 февраля 2022,, 14:47

Modified 1 февраля, 17:11

Updated 1 февраля, 17:11

Иван Бабицкий. Никаких занавесок на окнах

3 февраля 2022, 14:47

Тут, кстати, еще один интересный сюжет про леволиберальное мышление: некоторые нормальные вроде бы люди теперь совершенно всерьез обсуждают, допустимо ли смотреть фильмы на пиратских сайтах, или это как серебряные ложечки в гостях воровать (по поводу фильма «Навальный» (оппозиционный политик Алексей Навальный в России внесен в список террористов и экстремистов), естественно). В чем вообще заключается механика низового тоталитаризма? Если грубо, то в отрицании государства как отдельной от общества структуры. Он в принципе, как известно, в Западной Европе был характерен для кальвинистов: государство исходно было к ним враждебно, поэтому от него они пытались уйти, и все его функции не делегировать, а исполнять самостоятельно. Типичный представитель кальвинистской культуры, даже сильно после возникновения государств, лояльных к его конфессии, считает естественным, что к хорошему поведению тебя принуждают твои соседи, а на окнах не должно быть занавесок, потому что порядочному человеку нечего скрывать.

Хитрость в том, что такая система при большей простоте и логичности создает среду, уродующую психику человека: нормальным людям именно необходимо делегировать часть необходимого зла вовне — тюрьмы и полицейские должны быть, и даже идеологи должны быть, но этим не должны заниматься все (и даже видеть, как этим занимаются специальные люди). Более того, большинству психологически правильно относиться к тюремщикам, контролерам и т. п. с эмоциональной враждебностью.

Сейчас же под влиянием протестантской по происхождению американской культуры стал популярен этот тоталитарный редукционизм: идея, что раз, так сказать, путинское государство — зло, а в Прекрасной России Будущего государство будет добром, и на Западе оно — добро, то по-хорошему следует интериоризовать государство («l'État c’est nous»). Надо сделать из законов внутренний моральный императив, стать полицейскими для своих соседей, проповедниками для знакомых, и каждому еще обязательно сортировать дома мусор в качестве духовной практики (примерно как у Мао каждый крестьянин должен был выплавлять у себя во дворе столько-то чугуна). А вот бесплатно слушать музыку «ВКонтакте» не надо. И никаких занавесок на окнах.

Фундаментальный принцип этого сектантства сводится к тому, что мы строим светлый Град на холме «начиная с себя»: каждый должен стать добродетельным, тогда и возникнет сам собой дивный новый мир. Укорененная в культуре диалектика необходимости государства и соседей и одновременного недоверия — на грани враждебности — к тем же самым государству и соседям, которые по своей природе должны ограничивать твою свободу и не знают в этом меры, не то чтобы даже отвергается как порочная — ее просто больше не понимают, потому что теперь не доверяют уже культуре.

Поэтому то, что многим кажется безобидным ханжеством, на деле не безобидно. Низовой тоталитаризм часто благоприятен для экономики (поскольку делает из экономического успеха чуть ли не единственный способ сублимации), но люди от него не только глупеют на глазах, они еще и подсаживаются на антидепрессанты через одного.

Иван Бабицкий, историк