Posted 20 октября 2022,, 07:56

Published 20 октября 2022,, 07:56

Modified 1 февраля, 19:31

Updated 1 февраля, 19:31

Андрей Нечаев. Чем военное положение грозит экономике

20 октября 2022, 07:56

Спустя месяц после начала частичной мобилизации в четырех новых регионах страны указом президента введено военное положение. Как разъясняют юристы, оно означает комендантский час, досмотры транспортных средств, изъятие собственности, задержания до 30 суток, принудительное отселение в другие регионы, высылку иностранцев и другие ограничительные меры.

Отдельным указом президента вводится особый режим на территориях Крыма, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и в Севастополе. Это дополнительные меры безопасности в них. Как и в случае новых регионов, жителей при необходимости также могут расселить в более безопасные места.

Уровень «повышенной готовности» вводится во всех регионах Центрального и Южного федеральных округов. В остальных субъектах РФ вводится режим «базовой готовности». Режим «повышенной готовности», как следует из указа президента, означает, что на глав регионов ложится дополнительная ответственность по защите местного населения и территорий от возможных ЧС. Уровень базовой готовности предусматривает усиление охраны общественного порядка и безопасности, охрану важных объектов и особый режим работы транспорта, энергетики, коммуникаций и связи.

Понятно, что с введением военного положения и особых режимов экономика страны переходит на особое положение.

Так, в статье 7 закона РФ «О военном положении» говорится, что на определенных территориях применяются меры по организации производства продукции для государственных нужд и обеспечения военных. Закон также предусматривает, что в случае эвакуации населения речь может идти о перенесении в другие регионы целых заводов и предприятий. Ясно, что компании, попавшие под эвакуацию, на время остановят производство и понесут серьезные финансовые потери. Перемещение населения нанесет удар по локальному рынку труда и также неизбежно скажется на экономической деятельности.

Отдельная тема — расходы бюджета на переселение и обеспечение дополнительных мер безопасности. Поскольку региональным бюджетам дополнительная нагрузка не под силу, она ляжет на федеральный бюджет, дефицит которого и так нарастает. Для его финансирования почти наверняка будет повышена налоговая нагрузка (видимо, в первую очередь на сырьевой сектор) и осуществлены масштабные заимствования.

В силу санкций и ухода иностранных инвесторов эти заимствования придется делать на внутреннем рынке. Они будут неизбежно дорогими. Выход на рынок такого заемщика, как государство, резко снизит шансы частных и даже государственных компаний привлечь инвестиционные ресурсы с фондового рынка — с соответствующими последствиями для инвестиционной активности. Сможет ли государство компенсировать падение частных инвестиций бюджетными при нынешнем состоянии бюджета — большой вопрос.

Боюсь, что об экономическом росте на ближайшие годы придется забыть.

Андрей Нечаев, экономист