Posted 30 марта, 12:39

Published 30 марта, 12:39

Modified 1 апреля, 06:20

Updated 1 апреля, 06:20

Будни уличных музыкантов Северной столицы

Будни уличных музыкантов Северной столицы

30 марта 2024, 12:39
Фото: Арина Кулешова / rosbalt.ru
Как «вольные» исполнители приноровились к букве закона.

Уличные музыканты — одна из главных визитных карточек города на Неве. Они покоряют сердца туристов, собирают вокруг себя множество людей, дарят незабываемые эмоции и впечатления. Выступают музыканты круглый год, но с весны до осени жители города и гости Северной столицы могут присутствовать на их концертах намного чаще. Как проходят выступления и сложно ли давать концерты в условиях меняющегося законодательства, выяснял «РосБалт».

C XVIII века — и по наше время

В Петербурге первые уличные музыканты появились в XVIII веке, однако широкое распространение «концерты» для прохожих получили в следующем столетии. Музыкальная палитра дворов и улиц Северной столицы была причудливой и разноголосой: русские народные песни сменяли тирольские рулады, монотонные мотивы шарманки — пронзительные звуки дудки или переливы флейты. Играли на волынках, арфах, кларнетах, гармошках и скрипках. Выступали акробаты и фокусники, дрессировщики с учеными обезьянками и собачками, а иногда зрителей развлекал «человек-оркестр» — с турецким барабаном, корнетом-а-пистон, бубном или колотушкой. Вся эта какофония продолжалась с утра до позднего вечера: несмотря на дождь или холод, на улицу выходили иностранцы — немцы, чехи, итальянцы, савояры, а также русские музыканты. А уж в теплое время года, по воспоминаниям современников, количество этих «разных певчих птиц», «наших столичных жаворонков и скворцов» доходило до «страшного изобилия».

«Исполнялись блатные и уличные песни, жестокие и псевдоцыганские романсы, звучала музыка из модных оперетт, модные вальсы и польки. Часто своим враньем музыканты прямо раздирали уши. Настоящая русская народная песня звучала очень редко. Но на простой народ какие-нибудь „Хризантемы“ действовали сильно. Растроганные швейки в умилении бросали через форточку свой последний медяк, завернутый в бумажку», — описывал репертуар уличных артистов чиновник и театрал того времени Сергей Федорович Светлов.

В дальнейшем уличная музыка развивалась параллельно со светской: меняла формы и содержание, практически исчезала или вновь проявлялась во всем своем многообразии, но всегда сохраняла одну особенность — способность не подчиняться никаким рамкам.

Музыка и закон

В мае 2023 года в Санкт-Петербурге вступил в силу закон, который регулирует организацию и проведение уличных выступлений на территориях общего пользования, призванный обеспечить правопорядок и общественную безопасность. Теперь давать концерты можно только подав официальную заявку и получив соответствующее разрешение. А играть разрешается лишь в определенных точках, которые делятся на три категории: «тихие» (без звукоусиливающей аппаратуры и ударных инструментов), «умеренные» (предусматривают использование звукоусилителей громкостью до 500 Вт) и «громкие» (свыше 500 Вт).

«Все очень переживали по поводу нового закона — как это будет выглядеть и как мы будем выступать. В итоге оказалось, что отпало несколько важных площадок, а в остальном ничего не изменилось», — рассказала «РосБалту» Наталья, одна из исполнительниц. Она также отметила, что работа идет в обычном режиме: если жители домов, рядом с которыми происходит концерт, жалуются на шум, то появляются сотрудники полиции и просят уйти. По ее словам, чаще всего стражи порядка приезжают уже после нескольких жалоб.

Инициативная группа уличных музыкантов помогает властям скорректировать закон в лучшую сторону, чтобы исполнители чувствовали себя комфортно и выступали без всяких проблем. В нее входят самые разные музыканты — и выступавшие на улицах когда-то давно, и те, кто дают концерты редко или, наоборот, часто.

«Сейчас мы готовим письмо председателю комитета по культуре, связанное с изменением условий подачи заявок. Потому что на данный момент возникают сложности из-за того, что „заявляться“ приходится почти за месяц до первого дня выступления. Также мы поднимем вопрос безымянных заявок, которые в последнее время начали часто появляться. У коллектива обязательно должно быть название, а если его нет, то нужно указать фамилию и имя, чтобы понимать, что этот человек действительно играет, а не будет просто „засиживать“ место», — рассказал один из участников инициативной группы уличных музыкантов по имени Алексей.

Он также отметил, что хотя сегодня в городе в основном выступают одни и те же люди, но «окошки» для новых исполнителей все же начали появляться. Алексей надеется, что депутаты Законодательного собрания пойдут навстречу музыкантам и изменят допустимые параметры мощности звука. «Для Петербурга мощность в 500 Вт слишком большая. „Тихие“ зоны должны быть до 10 Вт, „умеренные“ — до 50 Вт, а „громкие“ — до 100 Вт. Этого будет вполне достаточно», — поясняет исполнитель.

Самоучки или профессионалы?

«Я могу сказать, что 90 процентов ребят, которые выступают в центре, на том же самом Невском проспекте, не имеют музыкального образования. Они просто горят музыкой и своим делом. Я тоже не являюсь исключением: начала петь и интересоваться музыкой сама, меня этому никто не учил», — рассказывает Наталья. По ее мнению, для исполнителя важна не корочка об музыкальном образовании, а талант.

С ней солидарен и Алексей, который тоже считает, что учиться профессионально необязательно, но какую-то теоретическую базу все же лучше иметь. «Я, например, окончил только музыкальную школу. Полученных в ней знаний мне вполне хватает. Конечно, грустно, когда выступают ребята, которые не имеют голоса и играть тоже не могут, но таких сейчас все меньше и меньше. В основном дают концерты исполнители, которые имеют талант и знают толк в музыке», — отметил собеседник «РосБалта»

Что поют музыканты?

Репертуар — важная составляющая работы исполнителей. У многих он уже сформирован — и меняется лишь изредка, а некоторые играют по настроению или запросу публики. «В трек-лист обычно входит от 30 до 100 композиций: все зависит от того, какая у тебя сегодня цель — заработать деньги или насладиться любимым делом. Лично я пытаюсь это всегда совмещать», рассказала Наталья. Девушка также отметила, что публика часто просит сыграть определенные песни, но за это она уже берет отдельную плату.

«Я набрал себе огромное количество композиций, которые мне нравятся, потому что если они мне симпатичны, то я всегда их хорошо сыграю. А выбирать их порядок мне помогает волшебная кнопка рандома», — поделился особенностями своего репертуара участник инициативной группы уличных музыкантов саксофонист Алексей. Он также отметил, что всегда заканчивает свое выступление песней «Город, которого нет» — это является его фишкой.

Это совсем другой саксофонист, но за душу берет так же.
Видео: <a href="https://www.youtube.com">https://youtube.com</a>@LiveSaxophone

Арина Кулешова