Posted 23 марта 2016,, 18:46

Published 23 марта 2016,, 18:46

Modified 31 марта, 03:54

Updated 31 марта, 03:54

«Я хотел бы искоренить шариковщину»

23 марта 2016, 18:46
Россиянам следует избавляться от холопства и воспитывать в себе самоуважение, убежден режиссер Владимир Бортко.

Имя режиссера, сценариста и депутата Госдумы от КПРФ Владимира Бортко с некоторых пор упоминается не только в связи с его творчеством. В прошлом году создатель киношедевра «Собачье сердце», сериалов «Бандитский Петербург» и «Мастер и Маргарита» внес в Госдуму законопроект, обязывающий учителей обращаться к ученикам на «вы». А недавно вдруг заявил, что Сталин — символ нашей эпохи.

О мотивах своих слов и действий, а также о том, что он думает о ситуации в стране и в российской культуре, Владимир Бортко рассказал в интервью «Росбалту».

Гнездо коррупции не там ищут

— Владимир Владимирович, в ближайшее время замминистра культуры Григорию Пирумову и другим фигурантам расследования по «делу Минкульта» могут предъявить обвинения. Что вам известно об этом как заместителю председателя комитета Госдумы по культуре?

— Мне известно, что Перумов арестован, ему предъявляется обвинение в коррупции. Больше ничего.

— Не кажется ли вам, что Владимиру Мединскому в этой ситуации нужно подавать в отставку?

— Возможно, на Западе, например, в Англии или Германии, все фигуранты подобного дела уже давно бы так и сделали. Однако святоотеческая действительность выглядит несколько иначе. В 2007 году Сергей Сторчак, заместитель министра финансов Алексея Кудрина, был задержан правоохранительными органами, находился под следствием (по обвинению в покушении на хищение денежных средств из госбюджета России в особо крупном размере путем мошенничества и злоупотреблении должностными полномочиями — ред.), отсидел срок в СИЗО. Причем речь в этой истории шла не о сорока миллионах рублей, а о сотнях миллионов долларов. И ничего — Кудрин остался на своем посту. А потом официально выяснилось, что Сторчак вообще невиновен… (В 2011 году уголовное преследование было прекращено «за отсутствием состава преступления». В течение всего расследования Кудрин поддерживал Сторчака — ред.) Почему сейчас не может оказаться так же?

— Вообще, из-за коррупционных сделок министерство культуры уже даже стали в шутку называть «прачечной» для отмывания денег…

— Не то ведомство назвали «прачечной». Гнездо коррупции там, где финансы…

Как сохранить честь и обрести духовность

— В январе 2015-го вы внесли в Госдуму законопроект, которым предлагали обязать учителей с первого класса и до окончания школы обращаться к ученикам исключительно на «вы». В каком он сейчас состоянии?

— В первом чтении не приняли — значит не прошел. Теперь только через год можно пытаться снова.

— Планируете подавать?

— Наверное, да, если буду в Думе. Капля камень точит. Но знаете, что меня тогда поразило? Когда я выступил с этим законопроектом, то учителя и преподаватели вузов, которые присутствовали в зале, восприняли мое предложение в штыки!.. Казалось бы, должны были радоваться. Ведь самое главное сейчас — изменить к лучшему менталитет народа, отучить нас от извечного холопства…

В 1857 году в русских гимназиях по реформе врача Николая Пирогова стали говорить друг другу «вы», невзирая на возраст, — и при этом отменили порку. В результате исчезли обращения «свиное рыло», «ослиное ухо» и даже личное местоимение «ты». Когда с 7 лет говорят «вы», то, поверьте, и в 17 лет будут говорить так же.

Ребенок — это не недоразвитая личность, а просто человек, обладающий меньшим опытом и знаниями, нежели взрослый. Поэтому к детям необходимо обращаться серьезно и с уважением… Согласно исследованию, проведенному Госкомитетом по делам молодежи, 38% школьников сталкиваются в школе с насилием: 16% — с физическим (то есть детей бьют) и 22% — с психологическим. В одной китайской притче человек спросил Конфуция: «Моему сыну годик. Когда начинать его воспитывать?» «Вы опоздали», — ответил мудрец. Так что в 9-м классе начинать уже поздно…

После реформы ХIX века в России обращались друг к другу на «вы» целых 50 лет. Великая русская литература — тому пример. Почему нам к этому не вернуться? Ну да, конечно, будет сложно. Но свой менталитет все равно надо менять. Когда я читаю славянские грамоты — «Я, холоп, бью тебе челом…», — то всякий раз думаю: а почему, собственно, «холоп»? Все начинается и заканчивается самоуважением. Как у царского офицера, которого нельзя было ударить по щеке: после этого ему или стреляться надо, или застрелиться. Речь шла о чести — иначе было невозможно…

— А вы не думаете, что это иллюзия? Что мера хамства части общества — так же как мера глупости, зависти, жадности, жестокости — неизменна во все времена? Что бы ни происходило, как бы нас ни учили и как бы нами ни правили? Известный герой из «Собачьего сердца» сказал бы на этот счет: «Вот все у вас как при царском режиме: галстук туда, салфетку сюда… А так, чтобы по-простому — это нет…».

— Это шариковщина. Я хотел бы ее искоренить.

— Вы говорите, что великая русская литература может дать примеры для подражания. А вот представитель РПЦ, например, недавно назвал «миной замедленного действия» для школьников рассказы классиков: «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина. Дескать, не подходят они для формирования идеала семьи, поскольку в них воспевается свободная любовь. Как вам это?

— Нужно читать святки, в таком случае. Там все очень правильно изложено. Но безумно скучно, простите меня Бога ради. Я человек крещеный, правда, редко в церковь хожу… Как, говорите, зовут этого представителя?

— Председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи Артемий Владимиров.

— Сказал бы ему так: «Владыка! Напишите, пожалуйста, письмо в министерство образования, придите туда и обоснуйте свою позицию. Возможно, к ней прислушаются»… Священник вправе высказать свое мнение, как и любой другой человек. Но вообще церковь должна все-таки заниматься немного другими вещами — духовным ростом своих прихожан. Пусть думают об этом.

— Речь о том, не будут ли рассказы классиков растлевать души детей…

— Я так не думаю. О чем там, о любви? Так об этом вся мировая литература. И ничего, знаете… Стали духовно богаче.

Чем Петербург хуже Москвы

— Вы отдали Петербургу много лет жизни. Считается, что Питер — средоточие культуры. А что он сейчас для вас — культурная столица или, быть может, «бандитский Петербург», как в вашем сериале?

— Ни то и не другое. Родной город. Я живу здесь 43 года. Это достаточно много, даже в моей длинной жизни… Я стал здесь тем, кто есть.

Когда мы говорим «культурная столица», то надо очень сильно подумать: а в чем же, собственно, ее культурность, кроме наследства, которое содержится, может быть, не слишком хорошо — по сравнению с Москвой это просто запустение. Разница колоссальная. Потенциально, конечно, город готов к тому, чтобы быть культурной столицей. А на самом деле? Ну, Эрмитаж, Мариинский театр, Русский музей. «Ленфильм» был когда-то — теперь уже, по сути, нет. Пожалуй, все… Москва не более культурна, там просто в этом смысле больше разнообразия. Например, театров больше в три раза, и их программы гораздо насыщеннее. А самое печальное и неприятное — эмиграция способных артистов и вообще талантливых людей, утечка душ из Питера в Москву. Не за границу люди бегут, а туда. Посмотрите на многих актеров, которые там играют. Откуда они приехали? Из Питера, из «культурной столицы»! Куда — в бескультурье, что ли?

А почему? Потому что в Москве есть поле для их деятельности. То, что там происходит, сразу становится известно как минимум всей России, если не дальше. Не важно, какого качества, например, столичный Гоголь-центр. Нравится он вам или нет, но вы хотя бы слышали его название. В Питере же что ни делай — бьешься в какую-то глухую стену, и никто ничего об этом не узнает… Это общая атмосфера города.

Меня беспокоит растущая провинциальность Петербурга. Когда при коммунистах говорили «великий город с областной судьбой», это был действительно великий город, достойный конкурент столице. А сейчас?..

Что же касается «бандитского Петербурга» — это тихий уголок по сравнению с Москвой. Там, а не на берегах Невы, происходят главные криминальные события.

— Ну, а вы, какой город вам теперь ближе?

— Что я?.. Я в Питере живу, здесь мне и помереть.

Честность важнее славы

— Говоря о политике, вы «режете всю правду-матку». Потом не жалеете об этом? Некоторые ваши искренние поклонники недавно заявили, что вычеркнули вас из своих списков — мол, «Бортко для нас умер», раз он, снявший «Собачье сердце», теперь коммунист… Вас это не смущает?

— Я никогда не менялся и всегда был тем, что сейчас называется словом «государственник», хотя это и не очень точное определение. Я всю жизнь считал, что самое главное — мой народ, который сделал свое государство. И если это государство вело или ведет себя неправильно, то мой долг как гражданина и художника — указать на это. Что я всегда и делал — показывал болевые точки времени, будь то «Собачье сердце» или «Единожды солгав».

Так же поступаю и сейчас. Например, снял кинофильм под названием «Душа шпиона» по книге нашего разведчика Михаила Любимова — про который никто не знает. Я работал над ним 4 года. Там снимались известные западные актеры: Малкольм МакДауэлл, Сандрин Боннэр, Лиам Каннингэм. И наши звезды: Федор Бондарчук, Андрей Чернышов, Даниил Спиваковский, Марина Александрова, Армен Джигарханян, Алексей Булдаков… Ничего себе компания? Фильм снимался в Лондоне, Швейцарии, Каире, Марокко и Москве. Казалось бы, ну кому-то он уж точно будет интересен. А в итоге фильм получил одну копию и ноль упоминаний. Более того, небывалый случай в мировой кинематографии: студия Михалкова «ТриТэ» и телеканал «Россия» сняли свои названия с титров — как продюсеры. А почему, собственно? Я просто высказал то, что думаю шпионах и шпионаже… Не понравилось.

И раньше, и сейчас я поступаю так, как считаю честным. Когда это совпадает с чьей-то позицией, например, либералов, то им это нравится и они в восторге всплескивают руками: «Какая прелесть это „Собачье сердце“!» Когда не совпадает, например, мой «Тарас Бульба», то — «Гад ползучий, на дыбу его!» А я — не меняюсь. Под кого мне подкладываться? Что я имею? У меня что, заводы, пароходы? Живу рядом с «Ленфильмом», на Петроградке, в обычной квартире… Вот вы говорите — «обласкан властью». Какое там — обласкан? Я, повторю, целых 4 года сдавал одно кино — с известным вам результатом…

А критики — что критики? Молодцы, пусть ругают. Надеюсь, следующая моя работа им понравится — фильм «О любви».

— Вы действительно заявили, будто раскаиваетесь, что сняли «Собачье сердце», — мол, «напрасно снято, бес попутал…»?

— Это абсолютное вранье! Где и когда такое было сказано? Я очень хочу эту якобы мою фразу услышать в моем исполнении. Я никогда такого не говорил. Это придумывают, когда хотят то, что пишут, подтянуть под свою идею.

— Но согласитесь, что «Собачье сердце» можно интерпретировать как фильм в первую очередь антикоммунистический и антисталинский…

— Можно. Но я снимал Булгакова. Он к советской власти относился, мягко говоря, не очень. Образно говоря, он, как и Мастер, смотрел на нее из подвала. Это было просто не его. Но он не ругал ее, и, более того, в «Мастере и Маргарите» (это не вошло в последнее издание) Воланд, улетая из Москвы, говорит: «Тут есть усатый человек, который все делает правильно». Это написал не я, а Булгаков. С другой стороны, цитирую его близко к тексту: «Где у Карла Маркса сказано,что парадный подъезд нужно забить досками и ходить через черный ход? Кому это нужно?» Действительно, не было у Маркса таких слов. Зато у Маркса есть фраза: «Если капиталист видит 300% прибыли, нет такого преступления, на которое он бы ни пошел». Взгляните в окно — так и есть.

Беседовал Владимир Воскресенский