Posted 3 июня 2016,, 08:00

Published 3 июня 2016,, 08:00

Modified 31 января, 10:27

Updated 31 января, 10:27

Петербуржцы ищут обед на помойке и в соцсетях

3 июня 2016, 08:00
В Петербурге все более популярными становятся фудшеринг и фриганство. Сторонники этих направлений рассказали, почему они не хотят покупать продукты.

В Петербурге набирает популярность проект по спасению еды — фудшеринг.

«Отдам пакет домашних яблочных чипсов. Очень сладкие и полезные».

«Отдаю консервацию! Огурцы соленые, появился белый осадок, года два им. Компот малиновый, такого же срока изготовления. Сок яблочный домашний, год назад сделали, хранился в холодильнике. Помидоры, фаршированные морковкой, года два стоят в холодильнике».

«Отдам чай, срок истек неделю назад, цикорий открыт, но почти целый, не понравился вкус, сроки в норме. Еще травки, некоторые просрочены, может, для ванн кому пригодятся. Напиток для беременных и кормящих и кашка почти целые, но просрочены».

За последние месяцы в соцсетях появились сотни подобных сообщений. Их авторы вполне могут называть себя «продуктовыми спасателями», хотя со стороны, скорее, похожи на волонтеров. Запад же придумал этому движению собственное название: фудшеринг — от слов food (еда) и share (делиться).

Проект по спасению еды зародился в Германии. По словам активистов, несколько лет назад Берлин столкнулся с серьезной проблемой, когда огромное количество свежей невостребованной пищи ежедневно просто выбрасывается на свалку. За год каждый житель таким образом выкидывает несколько десятков килограммов еды. «Общество потребления», — брезгливо скажут экологи.

Чтобы спасти еду, была придумана благородная акция — излишки продуктов, которые человек просто не успевает съесть, можно отдать другому. Тому, кто в этом более нуждается. Так и зародился фудшеринг. Со временем к проекту подключились различные магазины, кафе и рестораны. Появился сайт, с помощью которого можно как отдать, так и забрать еду.

«В России проект зародился в декабре 2015 года. Как это часто и бывает, сначала он появился в соцсетях. Но подобные примеры страна знала и раньше — вспомнить хотя бы акцию «Еда вместо бомб». Много лет назад местные анархисты, панки и другие активисты, не связанные друг с другом, задумали отдавать продукты всем нуждающимся. И таким образом выступали против социального неравенства, войн и бедности. Фудшеринг — это новый уровень. Но цель все та же — защита экологии, рассказала «Росбалту» создатель группы «Отдам даром еду» петербурженка Александра Легкая.

«Это спасение еды, мы сохраняем ресурсы планеты. Человек, вместо того, чтобы пойти в магазин и спонсировать производство, спасает продукты и не тратит запасы Земли. Сейчас кажется смешным, что у нас есть небольшая группа, что на Питер и Москву — это всего 18 тысяч человек. Но четыре месяца назад в группе вообще никого не было, она только появилась — и вот такие большие шаги мы сделали за это время», — рассказала Александра.

Типичный пример раздачи выглядит так: автор пишет на «стене» сообщение вроде: «Ребята! Сегодня улетаем. Отдам яблоки, сельдерей, капусту и еще много всяких ништяков. Приезжайте, пожалуйста, до шести-семи». К объявлению приложена фотография. Далее продукты раздают в порядке очереди из пожелавших их получить. Но можно сделать иначе — отдать еду многодетной маме или человеку, который просто понравился автору, либо же тому, кто быстрее приедет. Сейчас паблик стал настолько популярным, что продукты уходят за одну-две минуты. В группе указаны и критерии, по которым люди могут решить поделиться продуктами: «Еда не понравилась вам по вкусу; еды слишком много для вас; у вас осталось много еды после праздника; вы сели на диету, а дома осталось много сладостей; бабушка прислала 20 банок варенья».

По словам Александры Легкой, еду забирают совершенно разные люди. «Бывало, что люди писали: это интересная группа, мы здесь будем, но вряд ли у вас что-то заберем. А затем говорили, что у них сложное финансовое положение, неожиданно их уволили с работы — и они теперь тоже забирают еду. Но, конечно, студентов очень много. Очень много семей многодетных, которым хватает денег на еду, но какие-то вкусные вещи, которые у нас в группе раздают, они не могут себе позволить — и вот это забирают», — уточнила собеседница агентства.

В группе сейчас отдают буквально все: от чая и конфет до бабушкиных заготовок. Особенно много сладостей. В ходу торты, срок годности которых сильно ограничен. Можно отдавать и алкоголь. А также лекарства. Правда, в случае с последними администраторы сообщества смотрят, чтобы срок годности не истек.

Но есть и ограничения: в стоп-листе проекта продукты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, «ибо нечего убивать себя, причинять жестокость и загрязнять экологию».

«Мы называемся экологическим движением, и глупо при этом поддерживать мясную индустрию», — сказал «Росбалту» один из активистов.

К проекту подключились и несколько петербургских магазинов, чьи названия не раскрываются. Крупные ретейлеры в список благотворителей не входят из-за закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, который предусматривает утилизацию испорченной еды.

Поэтому одновременно с фудшерингом в стране развивается движение идейных людей, питающихся на свалке и отрицающих все принципы потребительства. Это не бродяги и не нищие. Это фриганы.

«Мы достаем еду из мусорных контейнеров, поскольку туда выбрасываются абсолютно нормальные продукты», — пояснил «Росбалту» один из петербургских фриганов.

По словам собеседника агентства из этой среды, среди фриганов есть и те, кто очень сильно экономит, поэтому вынужден питаться таким экстремальным способом.

«Но у нас общая цель c людьми, которые раздают еду, потому что это тоже борьба с расточительством», — говорит он.

У ряда петербургских фриганов есть излюбленные места — в разговорах с журналистом «Росбалта» они несколько раз упоминали одну из крупных торговых сетей. Среди районов в лидерах Центральный и Красногвардейский. Правда, по словам фригана по кличке Хим, зачастую все зависит от случая.

«Лично я остаюсь доволен всегда после прогулки по окрестностям ст. метро «Обводный канал» или по конечным станциям, кроме «Купчино». Численность фриганов постепенно растет. Часто видишь новые лица», — отмечает Хим.

С Европой российское фриганство не сравнится — по словам активистов, там и контейнеры чище, и есть раздельный сбор мусора. В Петербурге же фриганы сталкивались с ситуациями, когда, избавившись от выпечки, кафе может залить мусорный бак отходами. Чтобы никому не досталось. В любом случае, во время фриганства не стоит забывать о простых мерах предосторожности, говорит Хим.

«Совет новичкам: найти друга-фригана. Удобно и не так страшно, противно, стыдно и так далее на выбор — каждый сам решает. Еще совет: никогда не пренебрегать нормами безопасности. Всегда проверять срок годности и так далее, — рассказывает Хим. — Также следует определиться, что приблизительно вы хотите найти (одежда, обувь, еда, книги), посоветоваться с ребятами, кто занимается этим долго, где лучше искать то или иное. Если таких нет — вперед на баррикады: сам ходи, ищи и делай заметочки».

В свою очередь врач-психиатр Александр Кондрашов считает фриганов людьми с «очень большими претензиями на исключительность».
«Я думаю, что это потребность людей в неком смысле — «моя жизнь должна нести какой-то смысл и смысл можно придать любому действию». По мне такой способ снятия тревоги хорош, если он не несет вреда для других людей. Хотя я не знаю, каким образом это позволяет людям функционировать социально. Если это движение широкое, то оно же не только маргиналов собирает, но и людей, которые, я надеюсь, в жизни социально устроены. Правда, смысл в жизни можно найти и менее экстравагантным путем», — заключил собеседник «Росбалта».

Илья Давлятчин