Posted 6 сентября 2018,, 12:42

Published 6 сентября 2018,, 12:42

Modified 31 января, 20:41

Updated 31 января, 20:41

Девяткино. Апокалипсис

6 сентября 2018, 12:42
Главное петербургское предместье окончательно превратилось в гетто с ужасной инфраструктурой, жутким жильем и унылыми пейзажами. Репортаж «Росбалта» из эпицентра.

Посреди подземного перехода, тускло освещаемого желтыми лампочками, стоит растерянная женщина.

«Молодой человек, не подскажете, где здесь автовокзал?» — спрашивает она у проходящего мимо парня в кожаной куртке.

«Вам туда… кажется», — немного помедлив, указывает он рукой.

Мимо них пробегают бесчисленные люди. С одной стороны перехода доносится музыка и пение, в противоположной, куда идет женщина, явственно ощущается аромат туалета. Поднявшись на поверхность, несчастная видит бесчисленные дома, убитые маршрутки и снующих туда-сюда гастарбайтеров. Перед глазами тут же предстает и источник неприятного запаха — ассенизаторская машина, выкачивающая отходы жизнедеятельности человека из стоящих у лестницы кабинок. Все обклеено объявлениями об интим-услугах. Это Девяткино.

Еще несколько лет назад этот квартал, расположившийся у конечной станции первой линии петербургского метро, получал восторженные эпитеты. «Перспективный район с прицелом на будущее», «хорошая экологическая обстановка», «комфортное жилье по доступным ценам», «уникальная территория».

В начале XX века общее население поселков Мурино и Девяткино не превышало тысячи человек. Спустя столетие в районе началось активное строительство. В Новом Девяткино и Мурино появились десятки жилых комплексов, сотни домов, а общее число жителей по самым скромным подсчетам достигло 40 тысяч человек. Точных цифр, впрочем, никто не знает. По прогнозам, к 2030 году население этого района составит 200 тысяч человек.

Назвать эти места «поселками» язык не поворачивается, но по документам все так и есть. Правда в начале ноября 2017 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил вынести на всеобщее обсуждение идею объединения Нового Девяткино и Мурино в один населенный пункт с городским статусом. При этом город по-прежнему будет принадлежать 47 региону. И в этом заключается первая проблема.

Для оформления разного рода документов (в налоговой инспекции, пенсионном фонде, кадастровой палате) местный житель будет послан в их отделения, находящиеся во Всеволожске. Добираться до районного центра непросто и утомительно. «Приятным» дополнением станет областная прописка.

В районе с переменным успехом продолжают строиться многоэтажки. Не везде успешно.

«В Девяткино есть целый ряд проблемных объектов, которые заморожены. Причем в некоторых случаях эти недострои расположены прямо у новых домов. Поэтому местные жители бонусом получают вид на здание, которое почти наверняка никогда не будет построено. Кто их будет сносить и будут ли — совершенно непонятно», — рассказал «Росбалту» один из риэлторов, занимающийся продажей домов в Мурино.

Зато дома в этом районе строятся на любой цвет и вкус, от коричневых монолитов из стекла и бетона до разноцветных высоток. Есть и многоэтажки невыносимо ядовитых оттенков, но их, скорее, меньшинство.

В некоторых зданиях общее число квартир приближается к тысяче. Грубо говоря, это коммуналки современного вида, где на одном этаже расположена пара десятков квартир, в основном, студии. Цена на один квадратный метр жилья в Девяткино, по данным на май 2018 года, составляет около 65 тысяч рублей, что заметно ниже, чем в Петербурге. Поэтому некоторые застройщики, возводя жилье, не задумываются о соблюдении даже элементарных норм.

«В квартире слышно буквально все, что происходит за стеной. От скрипов мебели и шума от телевизора до банальных разговоров. Представьте, что творится здесь по выходным, когда соседи начинают делать ремонт. А таких соседей довольно много», — заметил в разговоре с агентством местный житель Никита.

Детские площадки сделаны скорее для галочки. После дождя некоторые из них представляют собой грязное месиво, играть в котором опасно для одежды и здоровья.

Близость одних зданий и удивительная планировка других заставляют местных жителей обитать с вечно задернутыми шторами. Некоторые дома сконструированы таким образом, что соседи спокойно могут наблюдать, чем вы занимаетесь прохладным сентябрьским вечером.

В ряде зданий есть большие проблемы с вентиляцией. Квартира попросту не проветривается и находиться дома в жару тяжело. Конечно, такая ситуация не везде. Несколько местных жителей рассказали, что у них нет проблем с вытяжкой.

Первые этажи зданий начинают занимать еще задолго до сдачи дома в эксплуатацию. В основном это ритейлеры и различные точки общепита. Практически в каждом доме есть алкомаркеты. В районе есть даже известные точки фастфуда. На этом развлечения заканчиваются.

«Для меня было большим удивлением узнать, что здесь нет даже банального кинотеатра. Не то что торгового центра. Получается, что с девушкой даже в кино не сходить — нужно садиться на транспорт и ехать в другой район», — отметил в разговоре с агентством военнослужащий Алексей, снимающий студию недалеко от станции метро «Девяткино».

Транспорт. Любой житель Мурино подтвердит — ситуация с транспортной доступностью района катастрофична. На станции метро «Девяткино» практически в любое время суток полно народу. С одной стороны, это и неплохо, что она является конечной, ведь местные жители могут занять любое удобное место в вагоне. С другой, даже вечером там не протолкнуться.

К примеру, на другой конечной станции питерской подземки «Рыбацкое» вечером просторно. Этот район еще не превратили в гетто с бесконечными многоэтажками и бесчисленным населением. И торговый центр там есть, причем прямо у метро.

Худший кошмар для жителя Мурино — закрытие станции метро в случае обнаружения бесхозного предмета. До Петербурга можно добраться лишь на маршрутках, часть из которых находится в плачевном состоянии. Да, в районе есть автовокзал и железнодорожная станция. Но нормальный общественный транспорт в Девяткино отсутствует. По вечерам на остановке у выхода из метро скапливается очередь на маршрутку № 2, которая курсирует до деревни Лаврики. Люди набиваются словно сельдь в бочку и кое-как добираются до дома.

Уехать из района на такси, как и добраться до него, проблематично. Не всякие водители готовы пожертвовать своим временем, чтобы доехать до Девяткино с его пробками и заторами. Удаленность района влечет за собой космический ценник на услуги таксистов. Летом стоимость пути из центра Северной столицы до Мурино достигала 1,5 тысяч рублей. И это еще не предел.

Наконец, пробки. В настоящее время единственной дорогой, связывающей эту территорию с Петербургом, является Токсовское шоссе. Наиболее наглядно ситуацию с местным трафиком отражают «Яндекс. Карты» — практически в любое время (кроме ночи) выезд из Нового Девяткино окрашен в красный цвет.

Власти Ленобласти пытаются бороться с проблемой. По заказу ГКУ «Ленавтодор» завершается проектирование расширения перекрестков шоссе с Вокзальной, Английской и Оборонной улицами. Проектом предполагается создание так называемых полос накопления транспорта для совершения поворотов налево. Кроме того, на этих пересечениях будут установлены новые светофоры и перенастроены действующие. Выполнение строительных работ намечено на следующий год. Кроме того, до 1 октября должна быть построена перемычка между Арсенальной улицей и Токсовским шоссе. Правда, даже власти Ленобласти признают, что эта дорога не решит всей проблемы.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе губернатора Ленобласти, с конца 2017 года в западном Мурино ведется строительство развязки с КАД. Она, по мысли властей региона, должна разгрузить внутриквартальные проезды и решить вопрос постоянных заторов на выезд и въезд в поселок. Заказчиком стройки выступает ГКУ «Ленавтодор», стоимость проекта составляет 775 млн рублей. Срок окончания стройки намечен на 2020 год. Кроме того, несколько лет назад был спроектирован обход Мурино в створе Гражданского проспекта с выездом на Токсовское шоссе. Как рассказали в областном дорожном комитете, стоимость масштабного проекта составляет 8 млрд рублей, строиться он будет поэтапно. Торги на первый этап, стоимостью почти 3 млрд рублей, пройдут до конца 2018 года. Основная сложность стройки заключается в необходимости выкупа частных земель и выноса инженерных сетей.

С социальной инфраструктурой дела в Мурино обстоят так же плохо, как и с транспортной. Слова «не хватает» — самое точное отражение жизни в этом районе. Не хватает детских садов, школ, отделений почты, банков, поликлиник.

«Полтора месяца пыталась записаться к специалисту — без толку. На сайте самозапись работает через раз, а в колл-центре ты всегда 100500 в очереди. При этом ладно, жду, дозваниваюсь, но каждый раз слышу „номерков нет, звоните в пятницу“. Звоню прямо с утра — „номерков нет, звоните через неделю“. А потом врач уходит в учебный отпуск и делай, что хочешь», — пишет местная жительница Ника Курчанова.

«Даже писать ничего не хочется, горите в аду», — добавляет другой интернет-пользователь.

В погоне за деньгами местные застройщики пренебрегают самыми простыми нормами. Градсовет Ленобласти неоднократно отклонял проекты жилых комплексов из-за превышения высотности и отсутствия социальных объектов. Теперь местные власти прорабатывают возможность законного механизма сокращения объемов строительства жилья в Мурино и Новом Девяткино.

Как сообщили в администрации Ленинградской области, до конца 2018 года в Мурино будет введено 8 детских садов. Еще 8 будет построено и введено в эксплуатацию в 2019 году. Но пока этих учреждений не хватает, что вынуждает некоторые семьи снимать жилье в других районах, где есть хотя бы небольшой шанс устроить своего ребенка.

В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о доступной среде для инвалидов. Документ был призван создать более комфортные условия для людей с ограниченными возможностями. Но в Мурино о существовании этого закона, похоже, забыли. На въезде в этот район очень не хватает указателя «Инвалидам здесь не рады», ведь здесь отсутствуют даже простейшие удобства для этих людей. Пешеходные дорожки не оборудованы съездами, пандусы установлены под издевательским углом. А в ряде домов их вообще нет. Забирайся как хочешь.

В районе даже нет своего отдела полиции, лишь недавно у станции метро появился участковый пункт. Тротуары в Мурино грязные и неухоженные, велодорожки отсутствуют, нормальных зеленых насаждений нет. Некоторые строительные компании в описании к сдающимся квартирам в Девяткино добавляют пункт «есть парк». В реальности места для отдыха представляют из себя неухоженные площадки с видом на все ту же стройку.

Особую категорию жителей Девяткино составляют собачники. По какой-то причине в этом районе не принято убирать за своими питомцами, хотя урн даже в местах выгула животных более чем достаточно. Между тем, в соответствии с областным законом, собственники домашних животных не должны допускать загрязнения общественных мест: пешеходных дорожек, тротуаров, скверов, парков, дворов и т. д.

«В случае загрязнения указанных мест собственники домашних животных обязаны обеспечить уборку с применением средств индивидуальной гигиены (полиэтиленовая тара, совки и т. д.)», — говорится в законе.

Мусорные контейнеры в Новом Девяткино зачастую переполнены. Некоторые граждане не утруждают себя походом до специальных баков, оставляя свое добро где придется.

Экология. Девяткино регулярно попадает в новости благодаря неблагоприятной экологической обстановке. По данным проекта «Генеральная уборка», в Новом Девяткино, Мурино и в поселке Бугры располагаются как минимум 40 несанкционированных свалок, а также мусоросжигательное предприятие. Местные жители регулярно пишут в различные инстанции, выходят на митинги. В июне проблема дошла и до Владимира Путина в ходе «прямой линии». Но ситуация мало меняется.

Местные жители также сообщали «Росбалту» о неприятном запахе от канализации, исходящий от домов на улице Шоссе в Лаврики. По их словам, местные жители якобы провели трубу на улицу и сливают отходы прямо в реку Охта. «Росбалт» направил соответствующие запросы в региональное управление Роспотребнадзора и в комитет государственного экологического надзора Ленобласти.

По итогу можно сформулировать пять основных проблем Мурино и Нового Девяткино: областная прописка и удаленность от города, транспортная недоступность, неразвитая социальная инфраструктура, убогая архитектура и тяжелая экологическая ситуация. Справедливости ради стоит отметить, что губернатор 47 региона Александр Дрозденко регулярно отвечает на вопросы и жалобы местных жителей в своем Instagram, а также совершает объезды по району. Но все же благодаря жадности застройщиков Мурино разрослось до невероятных размеров и продолжает увеличиваться, все больше превращаясь в гетто.

Илья Давлятчин