Posted 12 января 2019,, 11:40

Published 12 января 2019,, 11:40

Modified 31 января, 21:49

Updated 31 января, 21:49

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

12 января 2019, 11:40
Камерный театр «Алеко» среди непритязательных построек на проспекте Гагарина — один из самых молодых театров Петербурга, его основная аудитория — дети.

Причем юные петербуржцы не только смотрят постановки и веселятся на празничных утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.

И несмотря на то, что театр существует совсем недавно, в его внешнем антураже и репертуаре есть нечто от старых традиций советского культурного и праздничного быта. Второй после «Кукольного Театра сказки» в Московском районе, «Алеко» был открыт 18 февраля 2011 года. В торговом центре устаревшего советского типа, бетонном здании-коробке, с другой стороны которой располагался магазин, менее чем за год обустроили комфортный зал-амфитеатр на 400 зрителей с большой трансформирующейся сценой, а позже создали целое творческое пространство для искусства, развлечения и социальной активности.

Во главе этого процесса был его бессменный художественный руководитель и режиссер Алексей Козырев. В пору рождения театра он работал уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге. Педагог по образованию, Алексей Козырев стал основателем первой в стране сети «Кабельного телевидения», работал телеведущим, занимался политикой, а также снимал художественные фильмы, писал киносценарии и пьесы.

Сценическая история «Алеко» началась с сатирических пьес Козырева «Трансплантация» и «Казнить нельзя помиловать», в которых играли такие известные петербургской публике артисты, как Валерий Дегтярь, Георгий Штиль, Анастасия Мельникова, Сергей Барковский, Екатерина Толубеева-Марусяк, Михаил Разумовский. Параллельно стало развиваться и направление детских спектаклей, начавшееся с мюзикла «Красная шапочка».

На настоящий момент на сцене театра «Алеко» сыграно более 50 премьер и состоялось более тысячи спектаклей. Он не имеет государственной поддержки и постоянной труппы, соединяя репертуарные и антрепризные пьесы разного жанра. Театр принимает на своей площадке концертные программы — здесь выступали Ренат Ибрагимов, Олег Погудин, Василий Герелло. В оперетте на мотивы Имре Кальмана «Помнишь ли ты?» звучали голоса консерваторской школы Ирины Богачевой.

В активе театра — первая премия фестиваля Black and white в Финляндии за спектакль «Снежная королева», дипломы III Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «За кулисами Петербурга» в рамках международного проекта «Салют талантов» в номинациях «Театральное творчество» и «Лучший режиссер» (Виктория Сарвина) в 2015 году, диплом лауреата второй степени V суперфинала проекта «Салют талантов». Проекты «Алеко» принимали в Москве в театрах имени Вахтангова и имени Маяковского, в Пскове, в Сибири, в странах Прибалтики и Скандинавии.

Временами театр не только создает пьесы «с чистого листа», но и вдыхает жизнь в проекты, зародившиеся еще в ранний период. Одним из таковых, по-видимому, является спектакль «На брудершафт», поставленный Алексеем Утегановым по сюжету Алексея Козырева. Его идея, возможно, была задумана в 2011 году, в постановке «Домик под Варшавой» с Еленой Яремой и Валерием Дегтярем в главных ролях, и возвратилась на сцену «Алеко» в начале 2015 года под новым заглавием и с другими артистами — Анастасией Мельниковой и Сергеем Кошониным. Затем снова последовал перерыв, после которого постановка заиграла новыми красками осенью 2018 года.

Авторы стремились соединить в камерной пьесе с двумя героями элементы романтической мелодрамы и детектива, причем обе линии не имеют определенной развязки. Зародившееся между персонажами чувство притягивает две одинокие души, но не вносит конструктивных изменений в их жизнь, уже стремительно направляющуюся в бездну отчаяния. А криминальная загадка, ставшая основой и мотивом их знакомства, так и остается открытой для зрителя, помимо этого финал намекает, что разгадка не так уж и важна.

Атмосфера истории — вечер, дождь, стертые воспоминания, семейные потери, путаное и ускользающее прошлое двух незнакомцев — действительно проникнута щемящими нотками безнадежности. К сильной стороне постановки можно отнести логичное отсутствие хэппи-энда, хотя чересчур экстремальное разрешение финала тоже смотрится не вполне естественным.

Возможно, сжатый хронометраж спектакля дает слишком размытое представление о персонажах, и актерам, несмотря на их очевидный энтузиазм, не удается в полной мере раскрыть их характеры. Впрочем, частичная амнезия героини, ее эксцентричность, будто призванная завуалировать внутренние раны, образ пришедшего к ней мужчины, в котором тоже чувствуется скрытность, предполагает такое послабление. В конце концов начинает казаться, что приоритетная роль в этой истории отдана дождливому мрачному городу, одиночеству и неприкаянности, несбыточной мечте о душевном покое в облике того самого домика под Варшавой, которого, как отчетливо сознают мужчина и женщина, никогда у них не будет. Да и ни к чему, они уже утратили способность к покою и простому счастью и видят катарсис в разрушении.

Художественная идея постановки явно направлена на сложившуюся аудиторию театра «Алеко», который предпочитает находить светлое в человеческих мелких радостях и неизбежных тяготах, а не в мутной философии, нередко призванной спрятать пустоту. Пусть интерьер театра явно относит к сентиментальным оттенкам мелодрамы и детства — это закрепляет узы между искусством и кругом разных поколений, живущих в Московском районе и гордящихся собственным пристанищем доброго и вечного. Зимние дни в его стенах согреты новогодними мотивами и воспоминаниями о детстве. И хочется пожелать, чтобы в это время в эти стены потянулось как можно больше петербуржцев, уставших от одних и тех же мероприятий по телевизору и китчевых украшений в городских витринах.

Людмила Семенова