Posted 1 февраля 2019,, 11:43

Published 1 февраля 2019,, 11:43

Modified 31 января, 21:59

Updated 31 января, 21:59

А вы готовы выложить деньги на ВСД из своего кармана?

1 февраля 2019, 11:43
Под окнами тысяч петербуржцев появится скоростная трасса, на фоне строительства которой стадион на Крестовском острове может оказаться копеечной забавой.

Через пять лет в Петербурге должны построить еще одну платную дорогу — в восточной части города должен появиться «брат-близнец» Западного скоростного диаметра. Горожанам обещают, что трасса значительно улучшит транспортную обстановку, напрямую свяжет Московский, Фрунзенский, Невский и Красногвардейский районы, разгрузит Володарский и Большеохтинский мосты, а также целый ряд городских магистралей и участок Кольцевой автодороги.

Вот только местные жители восторженных ожиданий властей не разделяют. Понять их можно. Если ЗСД преимущественно обходит Петербург стороной и по-настоящему серьезные проблемы создал в основном жителям Канонерского острова, то ВСД пройдет через территорию города, в том числе в непосредственной близости от многих жилых домов. А кто же захочет иметь у себя под окнами скоростную магистраль, по которой круглые сутки движутся тысячи машин?

«Если трасса будет пролегать вдоль Хасанской улицы, то в непосредственной близости от нее окажутся около 31 тыс. человек, а если вдоль улицы Кржижановского — соседство автомагистрали будут вынуждены терпеть и вовсе почти 38 тысяч человек, — заявила на пресс-конференции в „Росбалте“ член бюро петербургского отделения партии „Яблоко“ Софья Чистякова. — Совершенно очевидно, чем это обернется: людям круглые сутки придется „наслаждаться“ шумом и выхлопными газами. По сути, попавшие в зону ВСД дома повторят судьбы построек на Канонерском острове, превратившихся в необитаемые трущобы».

То, что соседство с трассой противоречит всем существующим санитарным нормам, отмечает и депутат ЗакСа Алексей Ковалев. «По всем правилам, дома, рядом с которыми должен проходить ВСД, подлежат расселению. Однако власти идут на странные меры, чтобы избежать такого развития событий. В частности, шумовое давление замеряется в противоречии с предписаниями СанПиНа. В результатах исследований говорится, что если на окна поставить глухие стеклопакеты — то есть по сути замуровать жителей, — то уровень шума будет нормальным, и такой дом расселению не подлежит. Однако если посмотреть на требования СанПиНа, то там четко сказано, что уровень шума должен замеряться только при открытом окне. Эти „игры“ вскрылись на примере дома на Ремесленной улице, рядом с которым возведен мост Бетанкура. Боюсь, что то же самое будет с территорией, по которой пройдет ВСД», — подчеркнул парламентарий.

Причем когда начнется строительство, ничего поделать уже будет нельзя. «Расселение должно быть предусмотрено на стадии проектирования. В противном случае денег на эти цели никогда не получить. Поэтому необходимо составлять грамотные обращения в суд со ссылками на все требования СанПиНа», — считает Ковалев.

Противники ВСД подчеркивают, что «жертвами» строительства станут не только жители близлежащих домов. Пострадает также целый ряд промышленных предприятий, включая знаменитые «Силовые машины», которые полностью или частично «подвинет» скоростная трасса.

Отдельное беспокойство градозащитников вызывает будущее объектов культурного наследия и зеленых зон. В частности, появление ВСД нарушит режим охраны Офицерской воздухоплавательной школы и церкви иконы Божией Матери всех Скорбящих Радости на проспекте Обуховской Обороны, а открыточная панорама Московского проспекта может оказаться безвозвратно испорчена.

«Всего будут снесены или пострадают семнадцать старинных зданий. В Европе, наверное, городские власти думали бы об их редевелопменте, а не уничтожении. Однако в Петербурге, похоже, другие приоритеты», — считает активистка из Московского района Анна Медведева.

Под угрозой оказалось и будущее сада имени 30-летия Октября, который был заложен вскоре после окончания Великой Отечественной войны. По сути, это единственный крупный зеленый объект в Невском районе, и жители всерьез опасаются, что ВСД мало что от него оставит.

Отдельный момент — стоимость проекта и источники его финансирования. Тем более что с технической точки зрения он достаточно сложный, и, скорее всего, удорожания по ходу строительства избежать не удастся.

«Например, вдоль Хасанской улицы, по большому счету, возводить такие объекты просто нельзя. Там большое количество водонасыщенных грунтов с выходами водоносных слоев на поверхность. Понятно, что современный уровень строительства позволяет решить многие сложности. Но какова будет цена вопроса? Мы все помним, как „за время пути“ в шесть-семь раз возросла стоимость стадиона на Крестовском острове. На фоне ВСД это может оказаться копеечной забавой», — убежден представитель Красногвардейского района Антон Павлов.

«Если только на этапе предварительных согласований первоначальная стоимость проекта уже выросла на 30 млрд рублей, то можно представить, что будет дальше. А ведь изыскательские работы толком еще даже не проводились. И если кто-то думает, что эти деньги заплатит инвестор, а потом ему их будут возвращать автомобилисты, пользующиеся ВСД, — то не надейтесь. Все средства будут браться из бюджета. Причем большая часть — на этапе подготовки территории. Мы посчитали, что в результате каждый житель города — включая стариков и младенцев — заплатит из своего кармана где-то по 50-60 тысяч рублей. Вы готовы выложить эту сумму из своего кармана?» — задается вопросом активист.

Сейчас строительство ВСД уже оценивается более чем в 180 млрд рублей. И в любом случае ни одна частная компания не будет вкладывать такие средства, не имея гарантий от государства — пример ЗСД в этом отношении весьма показателен. Как отмечает Софья Чистякова, если оператор магистрали «не добирает» 9,6 млрд рублей в год, то недостача покрывается именно за счет городского бюджета.

«В настоящее время Петербург в среднем выплачивает компенсацию порядка 6 млрд рублей в год. Выходит, что у города нет средств для строительства метрополитена, а вот на то, чтобы доплачивать инвестору за ЗСД, деньги имеются», — недоумевает представитель «Яблока».

В том, что с ВСД ситуация повторится по такому же сценарию, не сомневается и Алексей Ковалев. «Корпорация, строившая ЗСД, ведь тоже не имела собственных средств в таком объеме и явно брала кредит. Получается, что город сейчас, по сути, выплачивает по нему проценты. Возникает вопрос: почему он сам не мог взять эти деньги взаймы и построить трассу без привлечения частных структур? В случае с ВСД по-другому не будет. 180 миллиардов рублей в кармане ни у кого не лежит. Значит снова будут прибегать к кредиту. Но кто будет получать в итоге бонусы? Точно не Смольный и не горожане», — убежден депутат.

Кроме того, активисты, ссылаясь на мнение экспертов, настаивают, что от пробок Восточный скоростной диаметр город не спасет — как не сделал это и ЗСД. Более того, есть опасения, что дорожная ситуация лишь усугубится. Где-то действительно появление объездной магистрали разгрузит улицы, но в районах развязок, по мнению специалистов, после введения ВСД в эксплуатацию все может стать только хуже. Достаточно посмотреть на пример объединенного съезда с КАД, ЗСД и Предпортовой улицы в сторону Дачного проспекта — пробок там нет только ночью.

Проблема в том, что большинство жителей районов, где планируется строительство, до сих пор не в курсе, что вскоре им придется жить бок о бок со скоростной трассой — и чем такое соседство может обернуться.

«Как и многие жители, я впервые столкнулась с процедурой публичных слушаний. Сведения о них есть только на одном сайте, о существовании которого большинство даже не подозревают. Люди совершенно отрезаны от информации о том, что будет твориться у них под окнами. Да и сами слушания проходят как объявления о проекте. Обратной связи нет, создается впечатление, что наши претензии никого не интересуют, — делится впечатлениями житель Невского района Наталья Рыбалка. — Казалось бы, наши интересы должны представлять депутаты, избранные по муниципальным и территориальным округам. Но выясняется, что они стоят на стороне интересов администрации города. Вот так на практике и выясняется, что к вопросу выбора законодателей нужно подходить тщательней. Сами горожане в таких ситуациях мало что могут сделать».

Остается вопрос: а зачем Петербургу нужен ВСД? Внятного ответа ни депутаты, ни жители пока не получили. От общения на эту тему представители администрации тоже уклоняются — по крайней мере, приглашение на пресс-конференцию, где обсуждался этот вопрос, представители профильных комитетов не приняли.

В качестве альтернативы эксперты и активисты предлагают развивать и оптимизировать дорожно-транспортную сеть — именно по такому пути сегодня идут в большинстве европейских городов. Между тем ориентировочным сроком начала строительства автомагистрали называют август или сентябрь 2019 года. А значит времени для «маневра» у противников ВСД осталось совсем немного.

Татьяна Хрулева