Posted 9 сентября 2019,, 16:34

Published 9 сентября 2019,, 16:34

Modified 30 марта, 16:02

Updated 30 марта, 16:02

Выбор сделан — а теперь начинается все самое интересное

9 сентября 2019, 16:34
Чем запомнилась предвыборная гонка и каких перемен теперь ждать жителям Северной столицы.

Официальные итоги петербургских выборов губернатора и муниципальных депутатов до сих пор не подведены, однако судить о характере избирательной кампании можно уже сейчас. По предварительным данным, врио губернатора Александр Беглов набрал около 64%, его конкуренты — Надежда Тихонова и Михаил Амосов — по 16%. Явка невысокая: голосовать пришла лишь треть избирателей.

На круглом столе в пресс-центре «Росбалта» эксперты обсудили, чем запомнилась петербуржцам предвыборная гонка и каких перемен стоит ждать жителям города на Неве.

Борьба за кресло градоначальника

На старте губернаторской кампании о желании выдвинуть свою кандидатуру заявили 28 человек. К последнему этапу предвыборной гонки осталось всего четыре кандидата: самовыдвиженец и действующий врио Александр Беглов, Владимир Бортко от КПРФ, Надежда Тихонова от «Справедливой Росии» и Михаил Амосов от «Гражданской платформы». Огромным разочарованием для многих избирателей стало заявление Владимира Бортко о снятии своей кандидатуры за неделю до голосования.

«Идейные сторонники коммунистов вообще не пришли на выборы, и в том числе этим объясняется низкая явка. Не могли они поддержать Тихонову или либерала Амосова с его демократическим бэкграундом, — уверен Станислав Еремеев, доктор экономических наук и ректор ЛГУ им. А.С. Пушкина. — Интересен и тот факт, что новичок в политике Тихонова почти на 1% обошла Амосова, демократа с большим политическим опытом. Это говорит, во-первых, о тренде на новые лица в политике, во-вторых, о том,что нужно грамотно расставлять акценты в ходе агитации. К примеру, Тихонова много говорила об экологии — а это нравится молодежи».

По словам Еремеева, 8 сентября в Петербурге прошли референтные выборы по поддержке Владимира Путина и его сторонника в Северной столице. Большинство граждан рассуждали прагматически: врио уже 11 месяцев работает в городе, его выбрал Кремль, федеральный центр оказывает Петербургу беспрецедентную поддержку — так почему бы не проголосовать за него?

Беглов как публичный политик

На первом этапе кампании московские политтехнологи Беглова наделали множество ошибок, что снизило его популярность среди населения.

«Нельзя игнорировать местную специфику и выстраивать избирательную кампанию, не опираясь на местные кадры. Есть питерская ментальность, особенности нашей культуры. Какие-то мемы в Москве могли сработать, но не в Питере», — уверен Еремеев. В то же время он оценил кадровую политику по назначению глав регионом Кремлем как эффективную, о чем свидетельствуют похожие результаты губернаторских выборов в регионах России.

При этом в начале года в СМИ заговорили о высоком антирейтинге Беглова, что по мнению политолога Анны Хмелевой, неуместно:

«Разговоры про второй тур возникли из-за большого количества системных и нелепых ошибок на первом этапе кампании. Однако говорить о каком-то антирейтинге нельзя: Беглов до вступления на должность вообще не являлся публичным политиком, он, скорее, был администратором. Сам по себе он не совершал никаких ошибок, вина — на его политтехнологах».

В то же время Марина Шишкина, лидер петербургского отделения «Справедливой России», уверена, что политика не бывает непубличной, и «без политтехнологов Беглов останется совсем один, словно без родителей в большом городе».

О причинах низкой явки

На прошлых выборах губернатора Петербургаявка составила 39%. В этом году она упала почти на 10 пунктов. Один из факторов снижения явки упоминался выше: Владимир Бортко, способный набрать не менее 17%, снял свою кандидатуру. Станислав Еремеев сравнил избирательную кампанию Северной столицы с европейскими выборами на местах:

«Если анализировать недавние электоральные процессы в Европе, можно заметить резкое снижение явки во всех так называемых классических демократиях. Только там, где ситуация перегрета, где грядут политические потрясения, люди массово идут на выборы. Цифра в 30% — это классический европейский вариант».

Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН уверена в том, что исход выборов полностью зависел от явки:

«Предугадать намерения избирателей — самое сложное для социологов. Нынешняя политическая конфигурация — следствие решения большей части петербуржцев не идти на выборы. Думаю, главная ошибка конкурентов Беглова была в том, что они призывали голосовать за себя, а нужно было добиться того, чтоб они просто пришли на выборы».

Немаловажно и то, что выборы проводились в сентябре, когда большая часть петербуржцев все-таки наслаждается последними теплыми деньками на дачах. И едва ли ситуацию могли спасти экстерриториальные участки.

Скандальные муниципальные

Эксперты сошлись на том, что большинство проблем на муниципальных выборах проистекает из того, что нарезка округов в городе очень специфическая и «волюнтаристская». В связи с этим во многих округах разный «проходной балл» в советы депутатов: в маленьких поселках на меньшее количество жителей приходится больше депутатов, а в больших анклавах кандидатам нужно набрать уже не 10-20 голосов, а тысячи. Кроме того, рядовому жителю совершенно непонятно, чем занимаются депутаты его муниципального округа, какие у них полномочия и какие проблемы они решают.

«Странными выглядят и те изъятия, которые сделали в федеральном законодательстве по отношению к Москве и Петербургу, — считает Еремеев. — Даже в соседней Ленинградской области муниципалитет районного звена — это мощный рычаг решения вопросов, связанных с жизнью людей. Нам пора подумать о внесении изменений в законодательство».

С ректором ЛГУ согласилась и Анна Хмелева:

«Муниципалы в Ленобласти — это чистый face-to-face. Ты просто не изберешься, если тебя не знают, если ты не истоптал своими ногами весь округ. В Петербурге же депутата видят только во время избирательной кампании и то — не всегда».

Марина Шишкина назвала прошедшие муниципальные выборы «кровавой битвой за каждый мандат» с момента регистрации. Огромное количество кандидатов отстаивали свое право быть зарегистрированными в судах.

«Монополия вчера была разорвана. У нас есть результаты — муниципальные округа Левашово и Гавань теперь будут управляться «Справедливой Россией». Это прецедент! До сих пор лишь один округ Автово не был под властью единороссов. Другие кандидаты выиграли в «Ржевке», много побед у «Яблока» и «Объединенных демократов». Кстати, именно по этим округам данные о подсчете голосов до сих пор не выложены в систему ГАС «Выборы», — сказала Шишкина.

Также она отметила, что «внутрифеодальная борьба» в каждом округе коррелируется с будущими выборами в ЗакСовских округах. Так, если над муниципалитетом стоит явный бенефициар — депутат Законодательного собрания, который рассматривает его как свою личную вотчину — возникает ожесточенная борьба. В такой борьбе проходили выборы в округах на Петроградской стороне, в Адмиралтейском районе и в МО «Академическое».

Нарушаем?

О нарушениях процедуры в единый день голосования рассказал Никита Волков, член региональной мониторинговой рабочей группы Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека:

«Во-первых, нарушались права кандидатов. Фотографии некоторых людей на информационном стенде выглядели затемненными на фоне других — как это было в печально известном МО «Екатерингофское». Не соблюдался алфавитный порядок при составления перечня кандидатур: первыми шли фамилии действующих глав администраций и депутатов, которые переизбирались. Во-вторых, нарушались права наблюдателей: так, в одном из УИКов на полу нарисовали демаркационную линию, за которую якобы не должны были заступать наблюдатели. Рассаживали же их там, откуда не было видно ни урн, ни членов комиссии. А еще наблюдатели некоторых кандидатов в депутаты буквально запугивали членов комиссии — в МО «Екатерингофское» на участках № 54 и № 55 от словесной перепалки дел не дошло до рукоприкладства только благодаря вмешательству полиции».

Также Волков вспомнил, что директора школы, который был кандидатом в депутаты в МО № 54, застали в одной комнате с бюллетенями без сейфа. Нарушались и права членов комиссии с правом совещательного голоса: иногда им не предоставляли списки избирателей и протоколы. Вопросы вызвала и организация надомного голосования на тех же экстерриториальных дачных участках.

«Когда Горизбирком объявил о создании экстерриториальных участков — цель была обеспечить избирательные права граждан, которые будут находиться на дачах в день голосования. При этом там было надомное голосование. То есть, дачники не смогли выйти из дома, чтобы посетить избирательную комиссию. Странная ситуация», — заметил Волков.

Как говорят политологи, выборы, на самом деле, не закончились: самое интересное начинается на следующий день. Во всяком случае, город уже ожидает рефлексии на подведение итогов народного волеизъявления — в центре Петербурга 9 сентября жители заметили скопление машин силовиков.

Анжела Новосельцева