Posted 14 ноября 2019,, 11:44

Published 14 ноября 2019,, 11:44

Modified 1 февраля, 00:14

Updated 1 февраля, 00:14

В сетях детского интернета

14 ноября 2019, 11:44
Ограждать ребенка от социальных сетей и блогов бессмысленно и неправильно. Однако за любым контентом всегда должны незримо стоять родители, чтобы вовремя подсказать, скорректировать и направить.

В феврале 2018 года Рунет взорвал кавер 8-летнего мальчишки на трек «Минимал» российского хип-хоп исполнителя Элджея. Тогда же стало известно о тяжелой форме ДЦП юного музыканта. С тех пор прошло почти два года, и Сережа превратился в популярного блогера — у его канала YouTube 237 тысяч подписчиков и 21,6 млн просмотров, а в Instagram — 98,1 тысяча поклонников.

Почему разрешать ребенку заводить аккаунты в соцсетях — это правильно? В чем секрет детского успеха и как справляться с недетским хейтом? На эти вопросы ответил сам Сережа вместе с его мамой Валерией и старшей сестрой Алиной.

Они должны были выступить на секции «Массовые коммуникации» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, но приехать у семьи, к сожалению, не получилось.

Детский YouTube

Современные дети начинают смотреть ролики на YouTube, едва научившись держать в руках планшет. И именно детские видео часто бьют все рейтинги популярности — некоторые видеоблогеры в 5−10 лет собирают тысячи просмотров, даже если качество монтажа и смысловая нагрузка сюжетов оставляет желать лучшего. В чем же секрет?

«Мне уже 9 лет и у меня ДЦП, я не могу сам ходить, даже стоять без опоры, но занимаюсь каждый день и, надеюсь, что все получится!» — читаем в описании канала SerGamer. Посмотреть видео хочется уже на этом этапе: герой, которому всего девять, и позитивный месседж: каждый день он преодолевает себя и свою болезнь.

Смотрим контент. Обзоры на видеоигры, летсплеи, влог о поездке с родителями по городу и экскурсии в музее. Здесь Сережа декламирует стихотворение Тютчева (наверное, к уроку литературы), а вот — катается на лыжах вместе с папой. И, конечно, каверы, много каверов на популярные песни — мальчик перепевает Билана, Басту и, конечно, Элджея.

Чуть позже на канале появится детская песня Барбариков — ага, мама забеспокоилась, что сын поет такие взрослые тексты. В любом случае, подкупает, прежде всего, искренность юного блогера.

Свой канал он завел с подачи старшей сестры Алины.

«Сережа сразу загорелся идеей вести свой блог, никто не настаивал, — рассказывает она. — Я иногда выступаю в роли оператора и сценариста текста, все остальное он делает сам: любит монтировать, иногда снимает, придумывает идеи видео и загружает их на канал».

Идеи песен для каверов подкидывает тоже Алина. И когда брат спел песню Элджея «Минимал», о мальчике с ДЦП узнала вся страна. В феврале ролик появился в паблике «Злой школьник» и мгновенно стал вирусным: мальчишка превратился в мем, его прозвали Элджеем на максималках, а некоторые даже обратили внимание на их внешнее сходство. Видео набрало почти 3 миллиона просмотров, а после его пригласили на передачу «Привет, Андрей» на федеральном канале.

За руку с Элджеем

Одной из самых неприятных шуток семья считает мем про «интернет-сына» Элджея.

«Подростки много прикалывались по этому поводу. Но ни я, ни Сережа с Лешей (настоящее имя исполнителя — Алексей — «Росбалт») эту шутку не любим», — говорит мама Сережи Валерия.

После того, как видео стало вирусным, Элджей не раз встречался с мальчиком, и до сих пор они общаются напрямую в Instagram и WatsApp.

«Вообще Леша — очень хороший парень, добрый и порядочный. Сценический образ это одно, в жизни он совсем другой. Ни одного нецензурного слова при Сереже, абсолютно адекватный! Приглашал сына к себе в офис, устраивал прогулки по Москве, водил в кафе. Всегда волнуется перед встречей, спрашивает у меня, что Сережа хотел бы получить в подарок.

Дарил он ему Lego, телефон и ноутбук. Леша очень поддерживает Сережу, как-то мне сказал: «Не переживайте, он просто должен общаться с правильными пацанами и все будет хорошо», — рассказывает мать.

Отпор хейту

«В You-Tube ребят гораздо больше, чем девушек. Эта площадка в целом гораздо более жесткая, чем Instagram, — говорит мама. — Среди комментариев со словами поддержки были и с таким посылом: ты инвалид, сиди дома и не высовывайся. Самое грустное, что в нашей стране к любому инвалиду подростки относятся очень жестко, часто — как к объекту для исследования в зоопарке. Очень хочется, чтоб в школах ребятам рассказывали, что помимо них есть и другие детки, которые не ходят, не видят, не слышат — но готовы общаться».

Из-за регулярного хейта все комментарии под видео брата стала модерировать Алина.

«В интернете полно отрицательных персонажей, от которых кто-то должен Сережу ограждать», — говорит девушка.

Сейчас Сережа осваивает Instagram — по словам мамы, на этой площадке больше девушек, и здесь они его «пригрели, похвалили и поддержали».

Денег из блогинга Сережи семья почти не извлекает, хотя первая волна популярности и позволила оплатить месяц его реабилитации: люди присылали деньги на карту в качестве пожертвования. Больше монетизировать контент ребенка семья не пыталась, рекламы в блоге Сережи почти нет, а если и попадается — то лишь дружеская и бесплатная. Регулярную реабилитацию Сереже родители обеспечивают своими силами.

ДЦП — приговор?

По первому высшему образованию мама Сережи — логопед-дефектолог. Знания очень помогают ей в уходе за собственными детьми, ведь кроме Алины и Сережи есть еще Леша — его брат-близнец с более тяжелой формой ДЦП.

Братьям с рождения поставили диагноз «спастическая диплегия» — это одна из форм ДЦП. Оба могут только ходить за руку и стоять у опоры. У Леши ситуация хуже — аутизм, проблемы со зрением и психиатрические особенности. Весной и осенью у него случается обострение — мальчик громко кричит.

Мать с Сережей и Алиной планировали поехать на VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Он должен был стать участником секции «Сам себе продюсер!», на которой хотел представить свой собственный медиапроект в формате стендап-шоу. Но из-за болезни брата план оказался не осуществим.

«Как аутист Леша очень привязан ко мне, и его нельзя ни с кем оставить, — говорит Валерия. — Сережа очень хотел приехать на форум, чтобы встретиться с Константином Хабенским, который будет в жюри. Он его обожает — особенно, рекламы с ним!»

Сереже с Лешей постоянно требуется реабилитация и занятия — когда дети растут, спастика (непроизвольное резкое сокращение мышц конечностей в состоянии пассивного движения — «Росбалт») в ногах возрастает, и они могут скручиваться.

«Когда в семье ребенок с ДЦП, часто все зависит от родителей, хоть многие и считают, что государство все должно делать за них, — уверена мама Сережи. — Хотя, конечно, сгладить последствия болезни не всегда возможно».

По второму образованию Валерия — юрист: оно помогает ей разбираться в законодательстве, касающемся права инвалидов. По ее мнению, родители с детьми-инвалидами в России обычно не знают своих прав и льгот, а с просвещением такого рода в стране большие проблемы.

Лыжи, математика и немецкий

Блог — не единственное увлечение Сережи. Сейчас он с охотой изучает английский и немецкий, летом катается на роликах, а зимой на лыжах. Каждый день мальчик ходит на ЛФК.

«Несмотря на то, что Сережа не может ходить, инвалидом он себя не ощущает, — рассказывает Валерия. — У него мечты обычного мальчишки — любит футбол и хочет когда-нибудь стать футболистом. Следит за паралимпийскими играми».

Учится Сережа в 4 классе московской коррекционный школы для детей с ДЦП. Все учителя его обожают, хотя мальчик своей интернет-популярностью не кичится. Школьные предметы изучает по обычной программе.

«Я против того, что помещать детей с особенностями в обычные школы, — высказывает мнение мама. — Там нет специалистов, готовых обучать таких ребят, ведь некоторые из них намного дольше осваивают программу. И речь не об умственном развитии, а о физических возможностях: какой учитель будет ждать, пока Сережа 10 минут пишет одно предложение?»

Письмо для Сережи — действительно задачка не из простых.

«То, что обычный человек напишет за секунду, мне придется писать минуты 2-3! Но я не переживаю, ведь всегда же есть комп, а тут я уж точно самый быстрый!» — говорит мальчик.

Он быстро учит стихотворения по литературе и почти не делает орфографических ошибок. Наверстать удалось и математику: вместе с отцом они занимаются дополнительно дома на математических тренажерах по методике Kumon.

Что дает блогинг?

В профессии блогера сосредоточено все — креативность, популярность, самовыражение, общение. Блог для Сережи стал хорошей площадкой для общения и раскрытия своих талантов. А еще — своего рода терапией.

«Блог помогает Сереже в эмоциональном плане — он меньше задумается о том, что он не такой как все, формируется свобода общения. У него сейчас абсолютно нет трудностей в коммуникации со взрослыми и детьми, — рассказывает Валерия. — Популярность, с которой он столкнулся, тоже приносит немало полезного — на улице на него смотрят уже не только как на ребенка-инвалида, но как на блогера, с которым интересно пообщаться».

«На улицах меня иногда узнают. Самая неожиданная встреча была в спортивном центре, где я катаюсь на роликах. Ребята подошли ко мне и попросили сфоткаться, было очень приятно!» — рассказал Сережа.

Регулярное ведение блога развивает умение делиться пережитым, связно излагать мысли, видеть в повседневности интересное — это те качества, которые пригодятся и во взрослой жизни.

«Думаю, блогинг у всех детей развивает речевые способности. А еще социальные площадки позволяют детям творить и показывать всем, что умеешь — играть на музыкальных инструментах, сочинять, рисовать… Доброжелательный интерес всегда мотивирует к развитию», — считает Валерия.

Важный момент: по словам матери, за детским блогингом всегда должны незримо стоять родители, наблюдать, чем он занимается в сети, что выкладывает. Именно они несут ответственность за контент ребенка — и всегда должны вовремя подсказать, скорректировать и направить. Только при таком раскладе удастся одновременно сохранять ситуацию под контролем и не держать своего юного блогера в ежовых рукавицах.

Анжела Новосельцева

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.