Posted 30 ноября 2019,, 21:30

Published 30 ноября 2019,, 21:30

Modified 30 марта, 15:24

Updated 30 марта, 15:24

ВИЧ рядом. Повод бояться?

30 ноября 2019, 21:30
Вирусом иммунодефицита человека заражен каждый сотый петербуржец. В других мегаполисах ситуация не лучше. В день борьбы со СПИДом отвечаем на главные вопросы, связанные с заболеванием.

Во всем мире 1 декабря отмечают День борьбы со СПИДом. Мероприятия по этому поводу проводят ежегодно с 1988 года. Петербург не стал исключением. В городе на Неве всю неделю проходили лекции, семинары, а на территории учебных заведений установили мобильные лаборатории для экспресс-тестирования на ВИЧ. Самым крупным событием стал форум по вопросам ВИЧ и СПИД, на котором были озвучены ответы на многие важные вопросы о заболевании.

ВИЧ, СПИД — а в чем, собственно, разница?

Различают три понятия: ВИЧ, ВИЧ-инфекция и СПИД. Первое расшифровывается как вирус иммунодефицита человека. Он поражает иммунные клетки. Болезнь проявляет себя далеко не сразу, иногда для этого требуется десятилетие.

Со временем заражение прогрессирует. Появляются такие симптомы, как длительная лихорадка, диарея, потеря веса, кашель и другие.

«ВИЧ-инфекция» — взаимодействие вируса и организма человека. «Это процесс, а не диагноз как таковой», — объяснил Денис Гусев, главный врач петербургского «Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

СПИД — синдром приобретенного иммунного дефицита, проще говоря, результат инфекции. Эта стадия наступает, когда человек не получает должного лечения.

«Сам по себе СПИД — это собирательное понятие, когда снижается иммунитет до достаточно низкого уровня. На этом этапе возникают инфекции и заболевания, которые бы не развились у человека здорового, с нормальной иммунной системой», — добавил Гусев.

При этом способы передачи вируса самые разные, рассказывали эксперты.

Как заражаются ВИЧ?

Источник вируса — всегда человек. Чаще всего ВИЧ передается половым путем, например при незащищенных контактах. Так, в 2018 году в Петербурге этим способом заразились в 72% случаев. На 2019 год цифра увеличилась на 8%.

«Это тенденция, причем не только в Петербурге, но и по России тоже», — отметил Гусев.

Еще один способ заражения — вертикальный, то есть от матери к ребенку. Вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В Петербурге, например, таким образом заражаются в 1,2% случаев.

Наконец, ВИЧ передается парентеральным, или инъенкционным путем. Зараженный биоматериал попадает в организм человека через ранки на коже или слизистые оболочки.

Это как, например?

Такое происходит, в частности, при использовании нестерильных игл, шприцев. Поэтому в зоне риска люди с наркотической зависимостью. Опасность представляют и сеансы нанесения тату, пирсинга.

Кстати, доля заражений ВИЧ в России при употреблении наркотиков падает. Эксперты отмечают, что это связано с развитием синтетических веществ, которые не требуют инъекций.

Еще один инъекционный источник заражения — переливание крови. Однако в донорских центрах сейчас за этим строго следят, так что опасаться не стоит, заверили эксперты.

А если я, например, пожму ВИЧ-инфицированному руку?

Ничего страшного. Бытовые контакты, такие как рукопожатия, объятия, поцелуи, исключают риск заражения. Воздушно-капельный путь также не представляет угрозы, например при кашле. Можно смело использовать и совместные столовые приборы, посуду.

Насколько все плохо с ВИЧ в России?

Ситуация не так плачевна, как, например, на юге Африки, но для экономически развитой страны показатели не самые лучшие.

Накануне Всемирная организация здравоохранения выпустила доклад, в котором изобличила Россию в недостаточной борьбе с ВИЧ. Страна осталась на первом месте в Европе по уровню заболеваемости — 59 случаев на 100 тыс. населения. Следом идут Украина и Беларусь.

При этом в российском Минздраве говорят о снижении заражения ВИЧ. Директор фонда «СПИД. ЦЕНТР» Антон Красовский предположил, что в министерстве не располагают реальными сведениями, поскольку используют неверные методики.

По данным федерального СПИД-центра, на начало года в России число зараженных ВИЧ составило 1,3 млн человек. В Минздраве сообщают о меньших цифрах — около 896 тыс. человек.

А какая ситуация в Петербурге?

Сотрудница из местного Комитета по здравоохранению Лариса Соловьева заявила о 43 тыс. инфицированных в Петербурге. Похожие цифры приводит пресс-служба правительства — 45 тыс. человек по состоянию на октябрь. При этом специальную терапию получает только половина из них.

«Санкт-Петербург является первым и единственным регионом в Российской Федерации, в котором заболеваемость ВИЧ-инфекцией снижается в течение последних четырех лет», — сообщают представители Смольного.

Половые контакты — основной путь заражения с 2014 года. Раньше первенство держали инъекционные способы, в том числе из-за употребления наркотиков.

45 тысяч человек — это ведь все равно много? Получается, я рискую каждый день?

Фактически, это каждый сотый петербуржец, если верить официальным данным. На первый взгляд, действительно много. Однако половина из них не передаст вирус, потому что получает специальную терапию.

Паниковать или нет — выбор каждого. Однако страх за здоровье не повод демонизировать ВИЧ-инфицированных.

Статистика — это, конечно, здорово, но как же не бояться зараженных?

Страх часто сопровождают осуждение и даже насилие, поэтому важно знать границы. Общество фактически изгоняет ВИЧ-инфицированных из своих рядов. В новостях периодически мелькают случаи издевательств над такими людьми. Так, в 2018 году в Петербурге избили гей-активиста с положительным ВИЧ-статусом.

Причины гонений просты. Бытует ложное представление, что ВИЧ-инфицированные — асоциальные люди, заявил главный врач Гусев. В числе других причин эксперт назвал недостаточное информирование о способах заражения, а также страх за свою жизнь и здоровье.

При этом дискриминацию, возможно, заслуживают ВИЧ-диссиденты.

Кто это такие?

Это люди, которые отрицают существование вируса иммунодефицита. Причины здесь также различны. Кому-то, например, эмоционально проще закрыть глаза на обнаруженный в их крови ВИЧ: отрицание болезни заглушает душевные раны. Кто-то перестает верить в болезнь во время мучительной терапии и отказывается от лечения. Другие же ссылаются на недостаточность исследований, подтверждающих существование вируса. Подавляющее большинство ученых настаивает на реальности ВИЧ. Ту же позицию занимает Всемирная организация здравоохранения.

Петербургские чиновники признали проблему актуальной и призвали не дискутировать с медийными ВИЧ-диссидентами.

«С ними вообще не надо разговаривать. Это лишний пиар для всего движения», — рассказал Гусев.

Так в чем проблема с ВИЧ-диссидентами?

Их заблуждения приводят к насилию над другими. Так, в Петербурге в 2018 году судили священника и его жену, которые удочерили 4-летнюю дочь с ВИЧ-инфекцией. Новые родители решили не отправлять ребенка к врачам. В итоге девочка умерла.

Этот случай мог не произойти, если бы людей тщательно информировали о проблеме ВИЧ. Важно помнить, что только специализированная помощь позволит зараженному вести полноценную жизнь.

Что это за помощь?

К сожалению, ВИЧ вылечить невозможно. Основная возможность — подавление размножения вируса в организме, повышение иммунитета, для чего назначают терапию. В таком случае пациент ведет обычную жизнь и не может заразить других.

В целом противодействие ВИЧ проходит через профилактику.

Общественники и власти регулярно проводят лекции, семинары, круглые столы, выпускают брошюры, социальную рекламу. Государство выделяет гранты организациям на распространение знаний о вирусе.

Основной же вклад в борьбу с ВИЧ вносит бесплатное тестирование. Так, в Петербурге проверку проходят в «Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», а также «Клинической инфекционной больнице им. С. П. Боткина».

Действуют и мобильные лаборатории. Информацию о них размещают на сайте «Центра СПИД» по Петербургу.

А это безопасно?

Да, причем желающему обеспечат анонимность. Тестирование же лучше проходить ежегодно, отметили эксперты. Чем позже человек узнает о диагнозе, тем выше шанс смертельного исхода. Именно поздняя профилактика ВИЧ — основная проблема, отмечает Всемирная организация здравоохранения.

Может, со временем ВИЧ излечат?

Вакцину пока не изобрели, но эксперты сделали предположение, что это произойдет в ближайшие 10-15 лет. Пока что же осведомленность — единственное оружие против страшной болезни.

«Об этом важно знать, чтобы мы боролись и побеждали нашу проблему вместе», — заключил Гусев.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.