Posted 13 декабря 2019,, 10:03

Published 13 декабря 2019,, 10:03

Modified 30 марта, 15:19

Updated 30 марта, 15:19

Многоэтажки в ущерб оборонной промышленности

13 декабря 2019, 10:03
Попытки «озеленить» территорию завода «Ригель» признаны незаконными. Работа предприятия оказалась под ударом.

Строительство жилья на бывших землях заводов становится в Северной столице обыденностью. Уже не первый год ведутся ожесточенные споры по поводу будущего территории «Светланы» — на семи участках предприятия планируется возведение многоэтажных зданий, что грозит обернуться транспортным коллапсом и дополнительной нагрузкой на социальную инфраструктуру в Выборгском районе. Между тем к уплотнительной застройке стоит готовиться и жителям Петроградской стороны.

Это стало понятно, когда на днях Верховный суд встал на сторону АО «Аккумуляторный завод «Ригель»» и признал решение Законодательного собрания Петербурга о включении земель предприятия в зону зеленых насаждений незаконным. И если вердикт не будет оспорен, то запрет на редевелопмент четырех участков совокупной площадью более 4,8 га будет снят. Речь идет о квартале, который граничит с Иоанновским ставропигиальным женским монастырем и ограничен ул. Профессора Попова, Иоанновским переулком, наб. реки Карповки и ул. Даля.

«Озеленить» территорию завода, где никаких скверов и парков, разумеется, нет, городские парламентарии пытались не случайно. По данным «Комменсантъ-Петербург», собственники «Ригеля» уже давно ведут диалог о продаже квартала. А учитывая, что согласно Генплану он относится к зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением общественно-деловых объектов, под какие цели потенциальный покупатель приобретет земли в престижном районе, сомнений не возникает. Принятые ЗакСом поправки были, по сути, единственной возможностью помешать появлению на Петроградке нового многоэтажного жилья и бизнес-комплексов на месте оборонного предприятия.

Стоит также отметить, что планы продать большую часть территории завода вызывают недоумение у многих экспертов, поскольку такой шаг неизбежно отразится на работе уникального завода, являющегося важнейшим компонентом отечественного оборонного комплекса.

У «Ригеля» в принципе большая история. Это первый подобный завод в России, основан он был еще в 1897 году. По сути, вся отечественная история аккумуляторной промышленности связана именно именно с данным предприятием.

Согласно последнему опубликованному годовому отчету (он датируется 2015 годом), приблизительно 95% продукции завод выпускает по госзаказу, остальные 5% — это продукция двойного и специального назначения. Причем завод производит оборудование не только для серийной военной продукции, но и для опытных и экспериментальных военных образцов. Предприятие имеет все необходимые лицензии, в том числе на производство вооружений. Но самое главное — часть продукции завода попросту не имеет аналога в нашей стране.

Вплоть до недавнего времени завод «Ригель» эффективно работал, демонстрируя стабильную прибыль. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году чистая прибыль предприятия составила 10,8 млн рублей, а выручка — 227,6 млн рублей. Тем не менее история успешного предприятия в скором времени может подойти к концу.

Об этом, помимо информации в СМИ, косвенно свидетельствует ряд обстоятельств. Во-первых, сайт завода перестал обновляться вскоре после смерти его основного собственника, Юрия Быстрова, в 2017 году. В 1999 году он выкупил почти разрушенный комплекс и на его базе создал суперсовременное предприятие, производящее уникальные литий-ионные батареи. После его кончины на сайте перестала появляться новая информация, а последняя бухгалтерская отчетность датируется 2015 годом. Стоит отметить, что дочь Быстрова, унаследовавшая основной актив, живет в Германии в браке с гражданином этой страны.

Во-вторых, о желании собственников снять с территории обременения говорят судебные процессы, направленные на аннулирование поправки ЗакСа о включении квартала в зону зеленых насаждений. Как сообщает издание «Новый проспект», исполнительный директор ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель» Андрей Баранов обвинил парламентариев в деятельности, ущемляющей интересы предприятия, работающего для обороны нашей страны. Вот только деятельности завода подобный статус никак не мешает, зато продать участок под масштабное строительство с такими ограничениями невозможно. При этом, Баранов все-таки признал, что «теоретически, на нашем участке действительно можно строить жилье. Но пока необходимости в этом нет».

При этом сообщения о том, что территорию завода планируют отдать под застройку появились еще в 2016 году. Первыми тревогу забили монахини из Иоанновского монастыря. Именно они обратились к спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, а тот, в свою очередь, попросил у Георгия Полтавченко не допустить застройку. Как сообщили «Росбалту» представители монастыря, их опасения связаны с тем, что «многоэтажная жилая застройка близлежащей территории может нанести вред памятнику (зданию монастыря — Росбалт), который является объектом культурного наследия и охраняется КГИОП». Экс-губернатор в 2016 году, кстати, подтвердил, что у «Ригеля» действительно есть планы построить многоэтажный дом на одном из своих участков.

Особенно любопытно в этой связи выглядят публичные слушания по изменению в правилах землепользования и застройки территории предприятия. На них представители нескольких домовых советов Петроградского района подали заявку с просьбой установить для этой территории зону Т3Ж1 — среднеэтажной и многоэтажной застройки. Речь шла о домах до 9 этажей. В искреннее желание жителей центра Петербурга построить рядом с ними высотки верится, если честно, с трудом, что наводит на мысль о постановочности всего процесса. Очевидно, что собственник предприятия, инициируя подобные заявления, все-таки принял решение о застройке территории и закрытии важнейшего предприятия.

Как отмечает «Коммерсантъ-Петербург», владельцы «Ригеля» уже близки к соглашению с потенциальным покупателем. Его личность пока не уточняется. Однако если эта информация верна, то уже в самое ближайшее время Петроградскую сторону ждет масштабное строительство: по данным «Ъ», на участках завода можно построить около 80 тыс. кв. м жилья и 40 тыс. кв. м апартаментов.

Проигравших при таком раскладе оказывается слишком много. Жители центра в очередной раз столкнутся с уплотнительной застройкой. Под угрозой, с большой долей вероятности, окажется здание Иоанновского ставропигиального женского монастыря, являющегося историческим памятником. Кроме того, продажа большей части территории завода неизбежно отразится на его деятельности. Учитывая значимость изготовляемой на «Ригеле» продукции, это может привести к серьезным сбоям и остановкам в работе всего российского военно-промышленного комплекса.

Отметим еще раз, часть продукции предприятия не имеет отечественных аналогов, а международная ситуация не позволяет делать альтернативные закупки за границей. Поскольку о каких-либо планах по переносу мощностей завода на другие площадки не известно, можно сделать вывод, что собственник не только готов оставить без работы квалифицированный трудовой коллектив, но и поставить под удар в интересах наживы обороноспособность страны.