Posted 27 февраля 2020,, 14:53

Published 27 февраля 2020,, 14:53

Modified 30 марта, 14:49

Updated 30 марта, 14:49

Культуролог объяснил, почему россияне суеверны

27 февраля 2020, 14:53
Человеческая психика требует разнообразия, считает эксперт.

Почти четверть россиян верит в лечение гипнозом, треть — в колдовство и наведение порчи, еще треть — в приметы, паранормальные способности и возможность лечить болезни биополем. Таковы данные соцопроса ВЦИОМ 2019 года, которые, однако, демонстрируют динамику: раньше в сверхъестественное россияне верили еще больше.

С чем это связано, корреспонденту «Росбалта» рассказал доктор философских наук, основатель научно-исследовательского общества «Интеллектуальные среды» Андрей Макаров.

«Есть классическое противопоставление веры и знания. Нельзя говорить о том, что знание сегодня совсем не востребовано — люди активно осваивают технологические новинки, да и ни у кого не вызывает сомнения то, что пылесос работает от электричества. Но знаний сегодня так много, что человеческая психика требует разнообразия. Ей хочется не только рационального, но и иррационального», — говорит культуролог.

По его мнению, потребность человека в иррациональном должно удовлетворять искусство, однако массовое сегодня находится в кризисе, а к элитарному у людей просто нет доступа.

«Многие россияне никогда не были в театре, и им это не интересно. Так же ситуация обстоит с выставочными залами. Искусство не выполняет свою функцию, и люди начинают развлекаться иначе — например, гадать на картах таро. Это замена другим развлечениям», — уверен Андрей Макаров.

Суеверия с приметами выполняют еще и функцию отвлечения, в том случае, если у человека стресс или депрессия.

«Стоит также разделять веру и суеверия, так как религия все же требует от человека участия в ритуале и знания доктрины. Именно поэтому религиозный человек — уже не простой обыватель, а суевериям подвержена именна масса. Религия сегодня — дорогое удовольствие в смысле усилий, которые должен приложить человек, чтобы погрузиться в нее», — говорит культуролог.

Он отмечает также, что в XXI веке в обществе рухнули «фабрики доверия» — люди больше не верят телевидению, школе, государству, церкви.

«Но свято место пусто не бывает — человек должен доверять хоть чему-то, этого требует здоровая психика. Так он становится суеверным», — резюмирует Андрей Макаров.