Posted 10 марта 2020,, 15:51

Published 10 марта 2020,, 15:51

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Бумага не стерпит: как переработка макулатуры спасает природу

10 марта 2020, 15:51
Через десять лет потребление бумажной продукции вырастет в три раза. Россия к этому не готова.

Казалось, цифровые технологии избавят человечество от лишнего мусора, однако реальность вносит коррективы. По данным ООН, производство и потребление бумаги, картона вырастет почти в три раза к 2030 году. Тем временем в Счетной палате предупреждают: мусорных полигонов совсем не хватает и, среди прочих, кризис затронет Петербург. Куда денутся отходы?

Экологи и активисты видят спасение в переработке. Пункты приема возьмут у желающих кипы макулатуры, кто-то даже взамен выплатит деньги. Коробки, туалетная бумага, салфетки — малый перечень того, что появляется в результате.

Вместе с экотренером Анастасией Гусаковой выясняем, как и зачем перерабатывают макулатуру. Бонусом расскажем о любопытных проектах.

Цикличная сознательность

К 2030 году средний россиянин будет использовать до 141 кг бумаги и картона в год. Для сравнения, в Финляндии этот показатель будет выше на 40%, однако и инфраструктура по переработке там налажена лучше. В России же почти все свозят на мусорные полигоны. Действуют и незаконные свалки.

Альтернатива — переработка. Этот процесс требует серьезных затрат воды, электричества, химических добавок, но оно того стоит. Известно, что 100 кг макулатуры спасают одно дерево от вырубки. В результате отходов на полигонах становится меньше, а уже ненужной бумажной продукции дается вторая жизнь.

«Таким образом, поддерживается циклическая экономика, на перерабатывающих предприятиях открываются новые рабочие места. В конечном счете, люди воспитывают в себе экоответственность: не выбросить, а сдать в пункт приема, осознанно купить продукцию из вторсырья», — рассказала экотренер Гусакова.

Любопытно, что бумагу перерабатывают до семи раз. Такой вот цикл, хотя и не бесконечный.

С кипой бумаги в пункт приема

От засилья бумажной продукции избавляют пункты приема. Воспитать в себе экопривычку нетрудно.

«Заводишь дома или в офисе коробку, пакет и складываешь. Убираешь, насколько это возможно, металлические скрепки, пружины, пластиковые вставки и другие „небумажные“ элементы. Накапливаешь определенный объем, перевязываешь веревочкой, чтобы не рассыпалось, и относишь в пункт приема», — описала примерный процесс эксперт.

Собеседница призвала искать специальные маркировки. На переработку пойдут изделия со знаками «20-21-22» в треугольнике или «PAP».

«Если же видите C/PAP, то это бумага, ламинированная пластиком или металлом, так что в пункте приема ее не примут», — добавила Гусакова.

Исключения бывают, и некоторые компании с радостью возьмут изделие даже со скрепками и остатками скотча. Правда, взамен снизят выплаты.

Так, например, поступают в одной петербургской фирме по приему и переработке макулатуры. За килограмм газет сотрудники выплатят от четырех до девяти рублей. При этом принимают не все. С собой не стоит брать тетра пак, бумажные полотенца и салфетки, стаканчики, пергамент, кассовые чеки, а также транспортные карты, как в московской подземке.

Лучше заранее ознакомиться с правилами на сайтах.

В целом же пункты приема отмечены на специальной карте. В Петербурге их можно найти недалеко от офиса и дома. Помимо частных мелких фирм, действуют и заводы по переработке, например в Ленобласти.

Бумажный процесс

Процедура переработки достаточно трудоемкая. Сначала макулатуру сортируют, после чего измельчают и подают в гидроразбиватель, по механизму напоминающий блендер. В воде изделия разбухают, разваливаются на волокна, а прочий мусор отсеивается.

«Вся эта масса поступает на ленту специальной машины, где постепенно за счет удаления влаги и проката между валами приобретает снова форму бумажного полотна, скручиваемого гигантским рулоном. И это идет уже дальше на производство продукции», — объяснила Гусакова.

В результате из макулатуры получают, например, картон, упаковку и средства личной гигиены. Известная шведская компания запустила цикл переработки своих же ненужных картонных коробок в новые. Действуют и оригинальные проекты активистов, например в Петрозаводске.

«Ребята производят из макулатуры и семян посевную бумагу, печатают на ней визитки, календари и приглашения. Потом, когда эта продукция уже не нужна, ее можно намочить, и семена прорастут. Их даже можно пересадить в землю», — рассказала эксперт.

«Экологичные» жители покупают в магазинах уже переработанную продукцию, для чего смотрят на состав. Так формируется потребительский запрос на вторсырье, что мотивирует бренды стать ответственнее в вопросах охраны окружающей среды.

Бессистемный подход

Крупные компании в России заключают договоры на вывоз макулатуры с дальнейшей переработкой. Работают пункты сбора, куда любой желающий может отнести отходы. Проводятся отдельные экологические мероприятия, например акции петербургского движения «РазДельный Сбор». Петербуржцы вызывают на дом «экотакси» для сбора вторсырья. Все это вселяет оптимизм, но радоваться рано, считает эксперт.

«Основная масса людей по-прежнему макулатуру отдельно не собирает и не сдает. Ежегодно на полигоны отправляется порядка 4 млн тонн бумажной продукции, которую можно было бы переработать. — рассказала Гусакова. — К этому добавляется „нежность“ этого вторсырья. Оно легко мокнет, пропитывается органическими остатками. А значит, там, где вводится система раздельного сбора, должны стоять специальные контейнеры именно для макулатуры. Из-за всего этого у нас в стране имеется нехватка подобного вторсырья».

При этом раздельный сбор работает не везде. Корреспондент «Росбалта» пообщался с жителями Мурино в Петербурге. Оказалось, контейнеры на Воронцовском бульваре постоянно заполнены, отходы вывозят редко и местные жители не могут сортировать мусор.

Переработка в России все-таки дает плоды. Но ее итогом пока что являются только производство коробок, формованной и гигиенической продукции. Многие «экологичные» вещи остаются за рамками процесса. Так, офисную бумагу и бумажные пакеты из вторсырья завозят из-за рубежа, и стоимость у них соответствующая.

О сокращении оборота бумаги в стране почти не говорят. Для этого требуются правки в законы и политическая воля, чего экологи не наблюдают.

«Да, можно проехаться на такси или оплатить товары через интернет, и чек придет вам на электронную почту. Но при этом во всех оффлайновых магазинах и метро вам обязательно выдадут бумажный чек, который, как мы помним, является термобумагой и переработке не подлежит. Тот же самое и с обязательной бумажной документацией и архивами», — отметила экотренер.

По ее мнению, решение хотя бы этих вопросов пойдет на пользу окружающей среде.

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Никита Строгов