Posted 7 апреля 2020,, 17:50

Published 7 апреля 2020,, 17:50

Modified 1 февраля, 01:20

Updated 1 февраля, 01:20

Онлайн-катастрофа: как дистанционное обучение рассорило учителей, родителей и власть

7 апреля 2020, 17:50
Итогами первых двух дней занятий в формате «онлайн» недовольны все.

Петербургские школьники вышли 6 апреля с каникул, и столкнулись с суровой реальностью дистанционного обучения. Сайты «упали», учителя не справляются, родители недовольны, власти просят о помощи.

Разбираемся, какие проблемы принесли высокие технологии в сферу образования и почему все обернулось катастрофой.

Подготовка к удаленке

В середине марта коронавирус взял свое, и чиновники задумались об ограничениях. Дети попали в число первых «пострадавших» от внимания властей.

Сначала школьникам разрешили не посещать занятия и уйти на «удаленку» — по усмотрению родителей. В итоге классы опустели наполовину, а учителям пришлось выполнять двойную работу, для очников и домоседов.

Затем объявили каникулы, и власти, во всяком случае на словах, понемногу готовились к организации процесса. Чиновники из Смольного обнадеживали: время есть, онлайн-порталы готовы, а планшеты для неимущих обязательно будут.

И вот настал первый день учебы…

Судный день

Сайты для онлайн-обучения рухнули в тот же день. Под удар попали портал Российской электронной школы (РЭШ), «Якласс», «Учи.ру», «Дневник.ру» и другие платформы. Где-то ошибки и пустые страницы, где-то — работа с перебоями.

Родительский гнев затронул всех: чиновников, учителей, создателей «умных» платформ.

«Это было что-то с чем-то. Тех, кто разработал РЭШ в таком виде, надо отдать под суд за вредительство, — написала петербурженка в соцсетях. — Готовность петербургских школ — отдельная песня. На кой-дьявол надо размещать задания на четырех разных платформах? Даже при трех разных провайдерах, обеспечивающих нам сегодня интернет, и трех разных компах, мы на стенку готовы были лезть».

Собеседники «Росбалта» подтвердили информацию: учителя выбрали несколько платформ одновременно, отчего легче не стало. По словам петербуржца Юрия Шабалова, некоторые педагоги не выдержали и вернулись к проверенным средствам.

«Задания дают на сайтах, кто-то присылает на электронную почту. Все они из разных источников, у нас каша в голове. Возможно, со временем процесс станет более вменяемым. Сейчас же это просто лавина информации, которая смывает, и желание учиться пропадает», — отметил Шабалов.

У петербуржца двое детей — в третьем и пятом классах. Младший ребенок особых проблем не испытывает: учитель один, и разночтений в подходах к дистанционке нет. А вот старшему не повезло.

«Если одного ребенка заданиями забрасывает один педагог, то у пятиклассника их больше. Ну и уроки, например, по музыке или физкультуре, могли бы и вовсе не задавать. Учить песни или прыгать на месте у нас уже нет ни физических, ни моральных сил», — отметил собеседник.

Другие собеседники «Росбалта» подтвердили, что предложенные властью сайты работают с перебоями. Большинство из опрошенных родителей заявили, что были вынуждены перейти на общение с учителями в мессенджерах и по электронной почте. Домашние задания «курсируют» теперь там.

За «парту» сели родители

Петербурженка Юлия Преснякова рассказала о проблемах ребенка-пятиклассника в школе № 151 Красногвардейского района. Сначала родителям рассказали об «Учи.ру», однако из-за подвисаний регистрацию удалось пройти спустя три дня. Задул ветер перемен: школа выбрала другой сайт, но проблемы продолжались.

«В итоге я обратилась к завучу и получила таблицу на неделю с уроками и домашним заданием, но некоторые платформы не открываются. Д/З отправляем учителям на электронную почту, — рассказала женщина. — Как обычно, ничего не готово, все криво, постоянно висит интернет. Такое впечатление что обучение прохожу я, а не ребенок, так как все мое время направлено на посиделки с ним у компьютера».

Школа № 43 Приморского района также попала под удар. По словам родителей, решено было использовать «Якласс», который в итоге подвисал. Теперь учителя выкладывают задания в облачные хранилища.

«Конечно, можно задать вопросы учителю, но нет полноценного обучения: общих онлайн-уроков, полноценных методических материалов и инструкций, как ими пользоваться, отсутствует системная тьюторская поддержка учеников», — отметила петербурженка Алина Яшина, сын которой учится в седьмом классе.

По ее словам, школа оказалась не готова к дистанционному обучению, потому что никогда об этом и не думала: система работала по старинке. В школе не все учителя умеют пользоваться компьютерами на продвинутом уровне, а это сейчас необходимо.

«Есть работающие практики, на которые комитету по образованию имеет смысл обратить внимание, а не просто отрицать существование проблемы и плыть по течению. Сегодня многие образовательные организации оказывают поддержку. Например, Академия цифровых технологий или „Университет 2035“, который создал группу, где собраны советы, релевантные не только вузам, но и школам. Кроме того, сами дети и родители были бы готовы активно помогать учителям, если бы их спросили и включили в процесс», — уверена Алина.

А что учителя?

В первую очередь страдают дети — это очевидно. Больше всего не повезло тем, кого в этом году ждут ОГЭ и ЕГЭ. И все-таки вне поля зрения остаются педагоги, которым пришлось, во-первых, принять родительский гнев, во-вторых, освоить правила новой реальности.

Представитель профсоюза «Учитель» Юлия Маркова рассказала, как справляются с технологиями в одном из учебных заведений города.

«Работаем мы дистанционно. Есть портал, на котором я появляюсь по расписанию. Туда я выкладываю лекции, конспекты, план занятий. Есть форум, где дети могут задать вопросы», — привела пример педагог.

При этом, по ее словам, в каждом учреждении собственные правила: от выбора интернет-ресурсов до способов общения с учащимися. Все это усиливает неопределенность, а учителя оказались просто не готовы, отметила Маркова.

«У нас, например, многие еще с осени проходили курсы, как пользоваться дистанционными технологиями в образовательной среде. На занятия направили не всех педагогов, — высказалась профсоюзница. — Преподавателям старше 65 лет просто отказывают. Одна из моих коллег подошла к начальству и попросила отправить ее на обучение. Ей ответили, что она неперспективный педагог».

Такие ситуации, по мнению Марковой, не редкость. В итоге учителя лишаются важных навыков и пасуют перед «карантинными» вызовами.

«Нам дали понять, что дистанционка останется до конца учебного года. Сейчас есть проблемы с платформами, сайтами. Учителям нужно время, чтобы освоиться. Родители тоже должны приспособиться к новой реальности. Не у всех еще есть планшеты, ноутбуки в семьях, этот вопрос тоже нужно решить», — заключила педагог.

Спокойный комментарий собеседницы наводит на мысль: кажется, учителя справятся, только нужно время.

Но в такой манере высказываются не все. Корреспондент «Росбалта» нашел весьма эмоциональный пост в соцсетях одного из петербургских педагогов.

«Никто из вас не задумался о том, что учитель — это такой же родитель, что у него есть семья, дети, которые, на минуточку, тоже сидят дома на режиме самоизоляции, им тоже нужно внимание, а еще наши дети тоже учатся, а еще есть домашние дела. Мы работаем 24/7, просто на износ. Нашему обществу точно не хватает терпимости», — ответила на заочные претензии родителей педагог.

По ее словам, режим изоляции создал «невыносимые условия» для преподавания. Проще провести с десяток уроков в обычном режиме.

В таком же духе высказался еще один педагог.

«Накануне министр просвещения благополучно отчитался, что все готово к дистанционному обучению. О том, что учителям придется учить на личных компьютерах, используя ими же оплаченный интернет, министр, конечно же, сказать забыл, — отметил преподаватель. — К обычному стрессу учителей, публичности их профессии, ответственности за результаты других людей добавилась еще сидячая и круглосуточная работа за компьютером».

От каждого по способностям, каждому — по планшету

Неготовыми педагогами и зависшими сайтами дело не ограничилось. Оказывается, не все семьи владеют отдельными планшетами и ноутбуками для детей — кто бы мог подумать! Так, губернатор Петербурга рассказал о 16 тыс. школьников, которых неплохо бы обеспечить гаджетами. Пришлось обратиться к бизнесу и рядовым жителям за помощью, но проблему пока не решили.

Один компьютер на семью — очевидная проблема. Но еще больше не повезло брошенным детям. Корреспондент «Росбалта» поговорил с сотрудником одного из центров Петербурга по содержанию сирот. Собеседник попросил об анонимности, но от комментариев не отказался.

«Раньше наши воспитанники ходили в школы района, а к некоторым приходили учителя непосредственно в центр. Теперь самоизоляция. Интернет от Смольного рассчитан на 10 гб в месяц. Связи хватает не на всех. Выделить по компьютеру каждому возможности тоже нет. У детей есть смартфоны, но сайты под них не адаптированы. Так что найти нужную информацию воспитанники просто не могут, либо файлы не открываются», — отметил собеседник.

В итоге решили: детям стоит раздавать печатные материалы по старинке. Такая вот цифровая эпоха.

«Когда переход на дистанционное обучение только планировался, я задавал вопрос об этом уполномоченной по правам ребенка Анне Митяниной. Что будут делать семьи, в которых один ноутбук, а родители работают на удаленке? Что делать тем, у кого вообще нет гаджетов? Тогда Митянина сказала, что власти понимают проблему и будут принимать срочные меры для ее решения. Теперь же выясняется, что они прибегают к помощи общественности», — рассказал депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский.

По его словам, рассмотреть вопрос стоило намного раньше. Сегодня же проводить госзакупку поздно — на это уйдет время, которого нет, отметил депутат.

Взгляд со стороны

Кажется, государство оказалось просто не готово к реалиям, которые принес коронавирус. Во всяком случае, такое мнение выразил эксперт в области информационных технологий и генеральный директор агентства iTrend Павел Житнюк.

«Российская школьная система, будучи во многом устаревшей, не справилась с новыми вызовами. Паникуют все: комитет по образованию, районные отделы, школы, родители. По сути учебные заведения остались предоставлены самим себе, поскольку все эти меры вводились в состоянии хаоса, неопределенности. До конца ни у кого не было и сейчас нет никакого понимания, как это все организовывать, устраивать», — отметил Житнюк.

Эксперт добавил, что приспособились только «продвинутые» учебные заведения, тогда как рядовые школы не справляются ни технически, ни по уровню компетенции педагогов. Выходом из ситуации стали мессенджеры и электронная почта, куда высылаются задания для школьников. Другие же технологии, по мнению собеседника, подвели образовательную систему, а власти ведут себя непоследовательно.

«Мы видим, как сейчас государство в кавычках помогает малому и среднему бизнесу. Понятно, что никак, это все ерунда и одни разговоры. По сути, проблему экономики переложили на самих людей: спасайтесь, как можете. Точно так же в ситуации со школой. Дистанционное обучение полностью переложено на родителей. Как, впрочем, и спасение экономики», — заключил Житнюк.

Никита Строгов