Posted 2 июня 2020,, 13:03

Published 2 июня 2020,, 13:03

Modified 1 февраля, 01:45

Updated 1 февраля, 01:45

«Кажущаяся легкость и полет фантазии в рисунках — результат многолетних тренировок»

2 июня 2020, 13:03
Главная сложность в работе педагога — эмоциональное выгорание, усталость, считает художник Анастасия Пилюгина.

Анастасия Пилюгина родилась в Ленинграде. Рисованием она стала заниматься с детства, училась в изобразительной студии при Доме ученых на Дворцовой набережной под руководством Ирины Михайловны Шумары, затем — в школе № 174 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-Промышленную академию имени Штиглица (СПбГХПА), на кафедре станковой и книжной графики.

С 2009 года Анастасия преподает в детской изостудии, состоит в Санкт-Петербургском Союзе художников. Ее работы находятся в Музее каллиграфии и Доме графики имени Ровинского (Москва), в частных коллекциях.

О своей миссии в изобразительном искусстве и преподавании, а также о том, чем сложна и одновременно прекрасна работа на пленэре, Анастасия рассказала обозревателю «Росбалта».

— Анастасия, что вы можете рассказать о самом начале творческого пути, о зарождении желания быть художником и в частности интереса к книжной графике?

— В детстве я была нечитающим ребенком, зато рисующим. Однажды меня спросили: «Хочешь иллюстрировать книги?» — «Нет, ведь их читать надо!» Я не играла в детском саду с другими детьми — все раскраски малевала. В том, что я хорошо знаю детскую литературу, «виновата» мама — читала перед сном вслух каждый день лет до тринадцати. Она говорит, что я интересовалась только рисованием.⠀

В седьмом классе я решила, что мое увлечение серьезно, и стала заниматься в мастерской художника. Больше всего нравилось рисовать пером и тушью. Отличная штука — макаешь кисть в банку и готово. Не нужно добавлять воды, смешивать цвета. Поэтому я пошла на книжную графику. Слово «графика» обещало, что удастся работать в моей любимой технике.

— Начинающие художники во время учебы часто сталкиваются с несовпадением мечты о легких и стремительных «полетах фантазии» на полотнах и реальности, в которой нужна аккуратность, исполнительность, множество проб, попыток и изучения теории. Как вы справлялись с этим этапом в студенчестве?

— Сколько я себя помню, я была очень ответственным, исполнительным и целеустремленным человеком и никогда легких результатов не ждала. Рисование — это большой труд (как и любая другая профессия), кажущаяся легкость и полет фантазии в рисунках — результат многолетних тренировок.

— Вы совмещаете призвание художника и преподавателя. Что вам кажется наиболее интересным в системе преподавания Академии Штиглица, а что, на ваш взгляд, стоило бы поправить?

— Хотелось бы, чтобы студенты понимали, что обучение в Академии- это сложная система, где все взаимосвязано, не делили предметы на важные и второстепенные.

— Что вы можете рассказать о своих педагогических проектах? Сталкивались ли вы с какими-либо психологическими сложностями, когда приходилось находить подход к совершенно разным ученикам?

— Самый запомнившийся педагогический проект — выездной пленэр на Соловецкие острова с группой школьников на 19 дней. Моя миссия в преподавании — постоянно находить подход к совершенно разным ученикам вчера, сегодня, завтра, напитать их любовью, интересом и уважением к своей профессии, миру и людям.


Основная сложность — эмоциональное выгорание, усталость педагога.

— Вы много работали на пленэре в России и за рубежом. Что из этого оставило наиболее яркие впечатления и эмоции?

— Рисование на пленэре — серьезное испытание. Ветер уносит кисти, дождь смывает краски, солнце предательски светит прямо в глаз, комары-вампиры охотятся за кровью человека, часами сидящего под кустом.

А главное — люди! Однажды со мной приключилась история на улице индийского города Болпура. Я выбрала тихую улицу в отдаленной части города, где цветные особняки так и просились на картину, села и начала рисовать. Ко мне подошли дети. Ребята в Индии хорошо знают английский. Они попросили русскую монетку, мы пообщались, я подарила 10 копеек и они ушли довольные. Скоро они вернулись, но не одни — привели друзей и родственников, всем было интересно увидеть художника. Толпа вокруг меня начала расти — каждый прохожий останавливался и интересовался, что происходит, половина оставались стоять рядом. Хозяева дома, у которого я сидела, тоже вышли посмотреть, что творится у ворот.

Все очень хотели помочь — принесли зонтик от солнца, отвезли мой велосипед в тень, угостили водой и едой, сделали панамку из бумаги, так как зонтик мешал мне рисовать. Улыбались, кричали, хотели общаться, дали свои телефоны. А когда я закончила и отправилась домой, проводили меня.

— В вашем активе участие в большом количестве городских, всероссийских и международных выставках, призовые места и дипломы. Есть ли достижения, которыми вы особенно гордитесь?

— Да, это две гравюры — «Артиллеристы» и «В воронке», они были очень трудоемкими. Я работала над ними почти год. В 2013 -2014 я сделала серию для конкурса «Перекличка веков» к 100-летию Первой мировой войны в городе Минске. Я не большой любитель истории, поэтому нужно было прочитать много книг о событиях тех лет. Эти работы созданы по мотивам произведения «Записки прапорщика- артиллериста» Федора Степуна. Я долго искала военные фотографии времен Первой мировой, зарисовывала форму солдат и артиллерийские орудия.

У этих работ счастливая судьба — с ними я стала победителем в номинации «Графика» в конкурсе «Тема Первой мировой войны в творчестве молодого художника» в Москве, затем завоевала второе место на международном конкурсе творческих работ «Мир и война в искусстве» в РГПУ имени Герцена в Петербурге. Потом эти работы несколько раз участвовали в выставках ко дню Победы и в выставке печатной графики петербургских художников.

— Соответственно, есть ли конкретные творческие цели, которых вам пока не удалось достичь, но вы не намерены отступать?

— Хочу создать большую серию гравюр про русские города.

— Бывают ли моменты, когда хочется «отдохнуть» от рисования, переключиться на иную деятельность? Насколько творческая атмосфера в вашей семье и как удается совмещать ее с такой активной работой?

— Конечно, такие моменты бывают, во всем нужно знать и соблюдать меру, особенно в творчестве. А в моей семье очень любящая атмосфера, близкие всегда поддерживают меня во всех начинаниях и стараются помочь.

Беседовала Людмила Семенова

«Росбалт» представляет проект «Новые передвижники», знакомящий петербуржцев с ключевыми событиями и именами в художественной жизни культурной столицы.