Posted 15 июня 2020,, 15:14

Published 15 июня 2020,, 15:14

Modified 1 февраля, 01:50

Updated 1 февраля, 01:50

(Не)сезон-2020: туризм как его нет — или все-таки есть?

15 июня 2020, 15:14
В последнее время отрасль агонизировала и было какое-то предчувствие катастрофы, хотя никто не думал, что будут такие последствия.

Ни итальянского апреля, ни французского мая в Петербурге, ни русского мира на зарубежных курортах — да и самих курортов и бодро летящих к ним самолетов пока не наблюдается. Мир болеет, и даже если некоторые страны уже начали греться на солнышке, до былого разгула туризма далеко, как до Китая. О котором и подавно лучше не вспоминать.

И все же — тьфу-тьфу чтоб не сглазить! — ситуация начинает меняться. А кое у кого из туроператоров работа и не прекращалась.

В 2019 году Санкт-Петербург посетили около 10,5 миллионов туристов, из которых почти половина — иностранцы. Если скромно умножить эту цифру хотя бы на 200-300 долларов вне-гостиничных и вне-транспортных расходов, то даже в этой твердой валюте получится, что город потерял больше 3 миллиардов. Хотя мы понимаем, что эта цифра куда больше. А если добавить к этому потери отельеров, рестораторов и судовладельцев — о которых Росбалт уже писал — то картина получится почти апокалиптическая. Притом, что все упомянутые бизнесы напрямую или косвенно связаны с турагентствами и переводчиками, о которых — ниже.

Буквально в последние дни появились проблески в конце туннеля — страны ЕС потихоньку открывают границы, а в России заговорили о важности внутреннего туризма. Тем не менее, о начале туристического сезона говорить пока не приходится.

Светлана Цветкова, итальянский переводчик, член Ассоциации гидов-переводчиков:

«Туристический сезон у переводчиков, в зависимости от языка, начинается «неравномерно». У итальянистов это апрель, когда в Италии объединяют выходные вокруг Пасхи, и в апреле на Невском часто слышна итальянская речь. Затем наступает «французский май» — у французов свои мини-каникулы вокруг Вознесения. Город снова, как встарь, говорит по-французски, и в это же время начинается подъем мостов.

Все весенние туристы— очень «качественные», мотивированные. У хороших гидов сезон расписан уже в марте на два-три месяца, а то и на все лето, многие фирмы стремятся договориться с переводчиком заранее. Особенно на «пиковые» моменты — тот же август, когда никуда не попасть, и нужно не только найти хороший отель или хорошие билеты, но и обеспечить качество гида.

У меня было несколько предложений на тот же май, я буквально «разрывалась». Но тут разразилась «гроза», откуда не ждали. И большинство гидов, которые обычно работают «от сезона до сезона», начиная с апреля-мая и до сентября-октября, оказались без работы. А у многих кредиты, ипотеки — и никакой подушки безопасности, поскольку в последние годы цены росли куда быстрее, чем наши тарифы.

Многие попали в отчаянное положение. Но поскольку мы привыкли к трем месяцам интенсивной работы, а потом к долгому затишью, мы умеем «переключаться» — на хобби, спорт, преподавание. Вот и сейчас люди слушают лекции, сами что-то проводят, учат новые языки. Но с точки зрения денег все плохо.

Сегодня есть три прогноза — хороший, средний и очень плохой, о котором не будем даже говорить. Средний — что через год снова худо-бедно начнем зарабатывать. Хороший — если будет отложенный туризм, и при ну очень благоприятных обстоятельствах можно будет с августа-сентября немножко поработать, пусть и не всем. Но кто будет приезжать — зависит от экономики, а экономика часто идет на радикальные меры.

Сейчас мир затих. Первые открытые границы в Европе покажут, что будет с заболеваемостью. Но все равно останутся страх заразиться и отсутствие денег у людей. Могут подорожать авиабилеты, поскольку клиентов мало. А ведь именно массовый туризм позволил когда-то снизить цены.

В последнее время было какое-то предчувствие катастрофы, хотя мы не думали, что это будет так. Туризм агонизировал, туристов было столько, что многие вообще не понимали, что они делают в этой стране или в этом музее, буквально затаптывая других посетителей».

Митя Ганопольский, гид-переводчик, экскурсовод, лектор:

«Я уже 16 лет работаю на несколько компаний разной направленности — как с русскоязычными, так и с иностранными туристами. Например, Liberty, которая специализируется на туристах с ограниченными

возможностями.

Вожу и собственные экскурсии, а во время пандемии начал свой онлайн проект «1703», где раз в неделю организую виртуальные туры. Потому что сезона нет — впервые за все время работы в городе не происходит ничего.

У нас и так сезон начинается поздно (что я считаю недоработкой городских властей), потому что сезон в Петербурге не должен заканчиваться никогда. Погода у нас мало отличается от Хельсинки или Стокгольма — но при этом у нас есть масса уникальных вещей, способных привлечь интересующихся, современных людей. Это, конечно, не о нынешней ситуации, это положение с туризмом в целом, который у нас «завязан» на белые ночи.

Хотя, конечно, те же водные экскурсии — летние, а в этом году навигация еще даже не началась! К этому времени мы обычно уже активно работали — в том числе с круизами, которых с каждым годом становилось все больше. Но этот год — просто форс-мажор. И нет никаких признаков, что в ближайшее время что-то изменится, хотя москвичи уже начали «проявляться».

Пострадали все — и компании, и гиды. Но компании, особенно крупные, справятся, а вот гидам трудно, они обычно работают с апреля-мая по сентябрь—октябрь, а потом живут на заработанное до весны. Поэтому, думаю, коллегам придется как-то переориентироваться, например, на онлайн, как ни странно это звучит. Особенно в работе с русскоязычными клиентами. Потому что вряд ли в этом году нам удастся поработать с иностранцами — по крайней мере, до осени.

А это снова возвращает нас к необходимости всесезонного туризма — ведь ни Эрмитаж, ни другие музеи, ни театры, ни рестораны зимой не закрываются.

Виктория Шамликашвили, Гендиректор компании
«Индивидуальный туристический сервис», сопредседатель комитета по туризму Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге:

»В глобальном масштабе восстановление рынка, видимо, займет около года. Изменятся и предпочтения потребителей: будет больше локальных поездок — этот тренд намечался во многих странах и до пандемии. Многие американцы, например, предпочитают внутренний туризм.

Люди будут обращать внимание на социальное дистанцирование и стандарты безопасности. Но уже очевидно, что отложенный спрос есть, и он ощутим. Мы надеемся, что будет больше мыслящих туристов, которые путешествуют не ради понтов или галочки, а по зову души, и что экономика позволит им тратить на поездки время, силы и деньги.

Чем мы занимались в это сложное время? Наши сотрудники — важной работой, которая не приносила денег, но требовала дипломатии и умения договариваться с клиентами. Мы регулировали отмены и переносы бронирований, и старались сделать так, чтобы никто не оказался в проигрыше. Считаю, что нам с партнерами из других городов и стран это удалось.

Главной задачей было сохранить команду профессионалов. Кризис ярко показал, насколько важны туроператоры: независимые туристы зачастую оказывались менее защищены, чем те, кто обращался в агентства. В ситуации, когда нарушается авиасообщение, закрываются отели, города и целые страны, туроператор помогает своему туристу быстро найти альтернативу размещения и перелета.

Рынок, видимо, очистится от тех компаний, которые не выполняют обязательств и бросают своих клиентов на произвол судьбы. Но ответственные компании упрочат свои позиции. От того, как сейчас ведет себя туроператор, напрямую зависит будущее его бизнеса.

Гнаться за сиюминутной выгодой точно не стоит, даже если вам грозят огромные убытки. Вирус пройдет, а отношения останутся».

Александр Бердышев, генеральный директор туристической компании Magnum Travel Club:

«Мы специализируемся на индивидуальных поездках класса «люкс». Нынешняя ситуация для современного туризма — новая. Ни клиенты, ни турагенты не были готовы к закрытию границ.

У нас были заявки и бронирования на апрель—май. Но поскольку неизвестно, когда откроют внешние границы РФ, неясно, будут ли они реализованы. Понятно, что эти месяцы убыточны для всей отрасли.

Нашу компанию спасает два факта: наличие клиентов, которые остались на отдыхе заграницей, и клиенты, живущие в ЕС.

Некоторые наши клиенты приняли в марте решение не возвращаться, и остались в своих отелях, которые не закрывались, а их немногочисленные гости были окружены заботой и получили специальные цены.

У нас есть и клиенты, рожденные в СССР, но живущие в Европе. Они уже могут ездить внутри ЕС, и для них мы готовим предложения по отелям, которые скоро откроются— например, Schloss Fuschl, у нас есть информация, что знаменитый Зальцбургский музыкальный фестиваль летом все же состоится. В конце мая открылись многие отели в Италии — в том числе те, где можно чувствовать себя безопасно. Так, в отелях семьи Феррагамо во Флоренции и Риме в номерах есть кухня, а личный дворецкий может закупать продукты или заказывать блюда в ресторанах. Много бронирований и отелях в Тоскане — в этом регионе было мало заболевших.

Кроме того, за время карантина многие клиенты набрали вес, и сейчас для них актуальна покупка новой одежды. Они хотели бы посетить аутлеты под Флоренцией и под Сан-Ремо — куда уже можно доехать с Лазурного берега.

Для граждан РФ это пока мечта, но она уже ближе. Точной даты открытия границ пока нет, но есть оптимистичный прогноз — июль.

Еще до начала пандемии были бронирования на лето в топовых отелях Турции и Греции — их лучшие сьюты и виллы продаются почти за год. Клиенты рассчитывают провести там свой отпуск в августе. Греки, кстати, подстраховались и приняли закон о том, что предоплаты за лето возврату не подлежат и остаются депозитом как минимум до конца 2021. Эти решения властей Греции, а также Франции, помогут остаться на плаву и отелям, и туристическим компаниям».

Виктория Печенкина, компания JSP Travel:

«Наша ситуация отличается от других компаний — может быть, потому что массовым туризмом мы не занимаемся. Мы на рынке уже 16 лет, и наш профиль — деловой и эксклюзивный туризм, ориентированный на очень индивидуальные и сложные запросы клиентов: это, например, может быть «похищение» именинника в джунглях Амазонки или приключения в Африке. Предлагаем и российские направления — Алтай, Байкал, дача Винтера в Карелии, Камчатка — и понимаем, что спрос на них в нынешних условиях будет расти.

Многие из наших клиентов не зависят от крупных авиакомпаний, будучи в состоянии летать частными бортами, но все же мы все ждем открытия границ. Хотя пока не знаем, сколько клиенты готовы будут тратить. Потери от кризиса сейчас нет смысла оценивать — с середины марта до конца мая доходов практически не было. При этом серьезные компании и отели после открытия вряд ли будут сильно завышать цены с целью компенсации потерь — им важнее сохранить клиента.

Мы все это время продолжали работать, не только постоянно находясь в контакте с нашими партнерами, но и занимаясь разработкой новых программ. Мы придумали около сорока новых предложений по России, среди которых — Золотое кольцо и Байкал, и мы уже запускаем их рекламу на нашем канале в YouTube.

Мы не закрывались и никого не уволили. Наши клиенты и партнеры все время получали от нас свежую информацию. В некоторые страны — такие, как Черногория, Хорватия, Греция — частным бортом можно добраться уже сейчас, но требуются медицинские справки о пройденных тестах и анализах на антитела. Но хотелось бы, чтобы ситуация улучшилась повсюду».

Тамара Иванова-Исаева

Смотрите онлайн-трасляцию «Марафон в поддержку малого и среднего бизнеса «Спасти бизнес: миссия (не)выполнима?». Часть I: Туризм», во вторник, 16 июня, в 15.00.