Posted 21 сентября 2020,, 15:24

Published 21 сентября 2020,, 15:24

Modified 30 марта, 13:20

Updated 30 марта, 13:20

Буянить поздно — «Буяну» быть

21 сентября 2020, 15:24
В Северной столице построят новый модный парк. Но проект, называемый петербургским «Зарядьем», уже вызвал бурную критику, а о его покровителях остается только догадываться.

В Петербурге построят арт-парк «Тучков буян» — свое «Зарядье», если не лучше: извилистые дороги на четырех холмах, оранжереи и набережная с плавучим театром. Дорогостоящий проект предложил лично Владимир Путин, а губернатор Александр Беглов обещал уложиться в короткие сроки.

Рассказываем, что обещают проектировщики, почему концепция понравилась не всем и стоит ли доверять заверениям властей.

Президентское детище

Недалеко от Биржевого моста проходит проспект Добролюбова — живописное место в Петроградском районе с видом на Неву. Здесь планировали разместить Судебный квартал с инфраструктурой и жильем для работников в мантиях. Не получилось: горожане протестовали, Смольный отступил. В итоге территорию отдали под будущий арт-парк «Тучков буян».

Задумку приписывают Владимиру Путину, который постоянно подчеркивает, как неравнодушен к родному городу. «Для Питера не жалко» — так в феврале 2020 года президент высказался о проекте ценой в 6 млрд рублей. В то время конкурс на лучшую концепцию был в самом разгаре.

Идеи предложили 229 национальных и зарубежных архитектурных бюро. Организаторы допустили восемь финалистов: из России, Франции, США и других стран. Победителем стали петербургская «Студия 44» и нидерландская компания West 8, работавшие в сотрудничестве.

«Если честно, эта работа была очень сложной. Во-первых, из-за необходимости постоянно держать онлайн-связь с голландскими коллегами, без возможности реальной встречи, а во-вторых, конечно же, из-за пандемии, внесшей свои коррективы в рабочий процесс», — рассказали в бюро.

Про победителей известно немало. Компания West 8, например, отвечала за «Новую Голландию» в Петербурге, занималась парками в США и Великобритании. «Студия 44» спроектировала, в частности, восточное крыло в Главном Штабе Эрмитажа, Ладожский вокзал, будущий «ИТМО Хайпарк» в городе-спутнике Южном.

Модное пространство

Авторы проекта, по их собственным словам, сделали акцент на создании пейзажных видов и раскрытии городской панорамы. Для этого территорию засыплют четырьмя холмами, внутри которых откроют подземные помещения, например кафе и павильон «Грот» с выставочным залом Карельской геологии. Упоминается оранжерея с четырьмя микроклиматами, от черноморского до средиземноморского.

«Организованы два уровня тропиночной сети: верхний соединяет через мосты объекты парка, и нижний, проходящий у подножия холмов, иногда поднимаясь на них», — следует из документации.

По заверениям архитекторов, получится зона для долгих прогулок, причем нельзя угадать, что будет за углом. Объекты действительно разнообразные: петербуржцы смогут увидеть сад камней, зеленый лабиринт, колоннаду, фруктовый сад, посетить спортивные, детские площадки, скейт-парк и каток. Живописной обещает быть набережная под названием «Поцелуй Невы», где разместят амфитеатр и плавающую сцену под концерты.

Арт, но не парк

«Почему не сделать просто парк? С деревьями, зелеными газонами, скамейками в тени и дорожками из каменной крошки. Зачем столько бетонной концепции?» — написали петербуржцы в соцсетях.

Ответ прост, считает дипломированный специалист по паркостроению Владимир Верховых, работавший с зелеными зонами в Москве и участвовавший в проектировании Парка 300-летия Петербурга. Дело в том, что парк как таковой изначально и не планировался, на что и намекает приставка «арт-».

«Конкурс проводился людьми, которые не являются специалистами в зеленых зонах. Дело в том, что архитектор не то же самое, что ландшафтный архитектор. У первого задача все застроить, а второй, напротив, выступает за сады. Результат мы видим», — отметил Верховых.

По его словам, сама концепция четырех холмов неудачна: ухаживать за крутыми склонами тяжело, а из-за капельного полива с газонов будет стекать вода вниз.

«Видел нечто подобное в Самаре. Местные озеленители привязывают веревками косилки, заводят их и спускают с огромного склона к Волге, чтобы скосить газон. Это же очень сложная процедура, абсолютно небезопасная, — рассказал эксперт. — Юридическая сторона вопроса тоже непонятна. Засыпание холмов — это создание объектов капитального строительства, а по правилам там вообще ничего нельзя строить. Под холмами к тому же оборудуют помещения. Зачем нужен ресторан? В чьей собственности? Кому будет приходить прибыль? Парку? Нет».

Как добавил Верховых, вопросы вызывает и само озеленение территории: от поставки огромного количества плодородной земли до климатических условий, пригодных для насаждений.

«Предлагают, например, березы. Ну не растет она у нас! Мелколистные деревья погибают первыми в густонаселенных городах. В московском „Зарядье“ та же проблема, они постоянно березу выкапывают и высаживают другие образцы. А что мы видим на картинках „Студии 44“? Огромные деревья! Откуда? Могли бы быть дубы, но чтобы их высадить на холмах, нужно очень постараться. У нас таких денег нет. Увы, как такового парка не получится, все будет гибнуть», — отметил эксперт.

Кулуарные решения

Игнорирование ландшафтных решений — важная причина, почему парк не станет желанной зеленой зоной, но все-таки не основная, считает Верховых. По его мнению, в проекте с самого начала обслуживали частные интересы. Такое впечатление сложилось у собеседника по итогам пресс-конференций, на которых обсуждали «Тучков буян»: конечный вариант не учитывает интересы горожан — «разве что каток, не более».

«За счет таких проектов власть старается перевести землю в частные руки. Так произошло с Приморским парком, где распродают апартаменты. Так было и с Парком 300-летия. Следующий — „Тучков буян“. У петербуржцев отбирают самое ценное — общественные пространства, парки, сады, набережные. И все это под видом публичных обсуждений, голосований, привлеченных якобы независимых экспертов», — отметил Верховых.

Эксперт добавил: в теории проект бы выстрелил, будь деньги на его эксплуатацию. И если Москва может себе такое позволить в «Зарядье», то Петербург — нет, заключил собеседник.

Никита Строгов