Posted 25 сентября 2020,, 15:12

Published 25 сентября 2020,, 15:12

Modified 30 марта, 13:18

Updated 30 марта, 13:18

«Впечатление, что на эту часть города власти просто забили»: почему Юго-Запад задыхается в пробках

25 сентября 2020, 15:12
Район стал заложником безразличия петербургской администрации.

Залив, парки, относительная дешевизна и развивающаяся инфраструктура — атрибуты современного Юго-Запада Петербурга. Почти рай, если не считать многочасовых пробок, от которых ежедневно страдают местые жители. На метрополитен здесь, кажется, уже не надеются, да и планы на развитие дорожной инфраструктуры оптимизма не внушают.

Чем не мечта?

Массовая застройка здесь началась в 70-х годах XX столетия. Продолжается она и до сих пор. Разросшийся Юго-Запад не лишен обаяния, горожане переезжают сразу по нескольким причинам. Финский залив, живописные парки, сады и скверы притягивают любителей променадов. Близость к дворцам и музеям пригородов делает жизнь в спальном районе нескучной. Сравнительно недорогие квартиры привлекают молодые семьи. На отсутствие инфраструктуры здесь жалуются реже, чем в других концах города.

«Мне всегда нравилось, что это экологичный район. Свежий воздух, зеленые насаждения, хотя и ветрено. Есть где погулять семьей, много детских площадок, даже в зданиях советского периода. Велосипедные дорожки, магазины, вся необходимая инфраструктура. Детские сады и школы, впрочем, переполнены, но их постоянно строят», — рассказывает руководитель отдела новостроек «Арго-недвижимость» Татьяна Калинина.

Сегодня на Юго-Западе живет примерно 400 тыс. человек, что сопоставимо с населением среднего европейского города. Из них почти 10% приходится, например, на «Балтийскую жемчужину» — полноценный микрорайон под патронажем российско-китайских компаний. Сегодня он разросся до 500 тыс. квадратных метров.

Юго-Запад мог бы стать прибежищем для горожан, уставших от промышленной серости, каменных джунглей большинства окраин или помпезности дорогого центра с его дворами-колодцами и отсутствием зелени. Есть, однако, один недостаток — хаос на дорогах.

Коллапсирующий район

Территориально Юго-Запад объединяет часть Кировского и Красносельского районов. По началу восточной границей служил проспект Стачек, северной — Красненькая речка и Финский залив, западной — Дудергофский канал, южной — Петергофское шоссе. Сегодня территория так разрослась, что выделить ее окраины стало труднее. Местные жители относят к Юго-Западу жилую застройку от Солнечного города до виадука у «Автово», ограниченную с юга и севера Финским заливом и проспектом Народного Ополчения.

Казалось бы, извилистая сеть дорог, близость к КАД и ЗСД не внушают мысли о транспортном коллапсе. Реальность же такова, что каждое утро петербуржцы стоят здесь в глухих пробках: по два часа утром и вечером.

«Я живу на Сосновой Поляне. Чтобы добраться до ближайшей развязки КАД или метро „Проспект Ветеранов“, в разгар утреннего часа пик уходит минут сорок. Хотя еще несколько лет назад речь шла где-то о десяти-пятнадцати минутах. Например, на проспекте Ветеранов до недавнего времени пробок в принципе никогда не было, — объясняет петербурженка Татьяна. — Теперь местные жители ежедневно сталкиваются с транспортным коллапсом: наглухо стоят проспекты Ветеранов и Народного ополчения, Ленинский проспект, Петергофское шоссе, прилегающие к ним улицы».

С собеседницей согласны и жители ближайших от Юго-Запада пригородов.

«Два года я прожила в общежитии СПбГУ в Петергофе. Университетский корпус находится в центре, так что каждое утро меня ждали долгие поездки до „Автово“, иногда до полутора часов. Польза есть, конечно, так как это прекрасное время, чтобы доделать домашние задания. На этом плюсы заканчиваются. Очень утомительно, всегда пробки и много народу в автобусе. Электричку туда-обратно каждый день позволить себе я не могла, как и большинство сокурсников. Все мои знакомые мечтали переехать оттуда», — делится воспоминаниями студентка Анна.

Возможно, автономно район действительно бы как-то справился бы с нагрузкой. Однако эта территория «перетягивает» на себя и транспорт из близлежащих растущих территорий: Ломоносова, Петергофа, Стрельны, Красного села и других муниципалитетов.

Отсрочки и домыслы

«О том, что вдоль проспекта Ветеранов необходимы новые станции метро, так как район быстро растет, говорили еще мои мама и бабушка в конце 1980-х. На дворе 2020-й год, а воз и ныне там, — продолжает свой рассказ Татьяна. — Самое обидное, что обещанная нам давным-давно „Юго-Западная“ для большинства жителей района совершенно бесполезна и не сделает более свободной „Проспект Ветеранов“, которая давно признана самой загруженной станцией метрополитена в России».

Разговоры о новой ветке вели еще с прошлого столетия, в современном варианте проект получил «зеленый свет» в 2007 году. Строительство начали с 2013 года, завершить планировали к 2019–2022 годам. Однако сроки продолжают сдвигаться. Не последнюю роль в этом сыграл Чемпионат мира по футболу 2018 года, из-за которого все мощности бросили на конец «зеленой» ветки: «Беговую» и «Новокрестовскую», теперь известную как «Зенит».

Тем временем «Юго-Западную» и «Путиловскую», на которые возлагают надежды по разгрузке района от пробок, откроют в 2023 году, если верить чиновникам. Полностью «коричневая» ветка появится не раньше 2027 года.

Власти задержку объясняют проблемами с подрядчиками. Так, в августе 2020 года Ростехнадзор выявил нарушения при строительстве новых станций. Оказалось, что «Метрострой» не справился с требованиями промышленной безопасности.

«Нарушения выявлены в части организации вентиляции шахты, оборудования водоотлива, требований к откаточным путям», — уточнили в ведомстве.

Ошибки обошлись предприятию административным делом и перерывом в строительстве на 1,5 месяца. Повлияет ли это на дату открытия станций, в Смольном не комментировали.

«Сорок лет здесь живу — сорок лет ждем метро. „Юго-Западная“, конечно, немного разгрузит район от пробок, но слишком надеяться на это не стоит. До станции еще придется ехать. Например, от всех новостроек возле Финского залива: все те же дороги будут загружены, — предполагает эксперт по недвижимости Калинина. — Кстати, ходят слухи о появлении в будущем станций возле „Жемчужины“, на проспекте Героев. Это, конечно, все ложь. Не более чем рекламная акция застройщиков».

Покинутый и автономный

В Смольном обещают, что с проблемой справятся. Для этого, например, оформляют пробивку проспекта Ветеранов до проспекта Буденного. Ведутся разговоры о соединении продолжения Пионерстроя с Волхонским шоссе и КАД: пока долгострой отражен только на бумагах, хотя и мог бы разгрузить транспортные артерии за счет выезда водителей на кольцевую дорогу. Предполагается и строительство автомагистрали у берега залива, чему местные жители, впрочем, не рады. Активисты жалуются на уничтожение пляжа и вырубку деревьев.

«Решать вопросы нужно не только за счет новых станций метро, но и наземного общественного транспорта. У нас, скажем, есть трамвай, который ходит каждые пять минут и за двадцать минут доезжает до „Автово“. Удобно, я за такой транспорт, — отметила эксперт по недвижимости Калинина, — Мы думали, что маршрут продлят к Финскому заливу, к „Жемчужине“ по Маршала Казакова, но нет. Застройщик и транспортные предприятия — разные организации, отсюда и несогласованность».

Помочь Юго-Западу должны в Смольном, считают опрошенные корреспондентом собеседники.

«Такое впечатление, что на эту часть города власти просто забили», — замечает Татьяна.

Такого же мнения придерживается и эксперт Калинина.

«Все внимание городской администрации сосредоточено на севере города. То метро откроют, то условный Парк 300-летия — а у нас ни одного нового не появилось. Юго-Запад долгое время считался „заброшенным районом“, и пока таковым и остается», — подытожила собеседница.

Никита Строгов