Posted 30 сентября 2020,, 07:55

Published 30 сентября 2020,, 07:55

Modified 30 марта, 13:17

Updated 30 марта, 13:17

Повод выйти из дома

30 сентября 2020, 07:55
Специальные ремесленные мастерские — капли в море. Она не решают проблему системно, но тем не менее меняют жизнь не только отдельных людей, но и общества в целом.

Сколько бы ни появлялось рабочих мест для людей с инвалидностью на предприятиях, всегда найдутся те, кому не подойдет ни одно. Речь о людях со слишком тяжелыми нарушениями даже для сопровождаемого трудоустройства. Однако занятость — это часть процесса их социальной реабилитации. И здесь выход из положения — специальные ремесленные мастерские.

Нужно сказать, что в Петербурге они постепенно становятся частью городского пространства. В частности, уже не первый год существует весьма успешный проект «Простые вещи». Но критерии успешности могут быть разные.

Мастерские, организованные благотворительным фондом во имя святой блаженной Матроны Московской, не столь известны, но они уже более десяти лет занимают важное место в жизни нескольких десятков человек, имеющих I и II группы инвалидности. Капля в море, скажете вы? Но ни одна общественная организация сама по себе не может решать проблему системно, потому и все подобные проекты — такие вот капли, которые тем не менее меняют жизнь не только отдельных людей, но и общества в целом.

Фонд блаженной Матроны Московской появился в Северной столице в 1990-е годы. Его идейным вдохновителем и организатором была Светлана Москалева, которая долгое время проработала на «Скорой помощи», а также была хирургом. Фонд занимался помощью беременным женщинам, находящимся в трудных жизненных ситуациях, профилактикой абортов. В 2008 году организация была официально зарегистрирована. В тот период сотрудники и волонтеры фонда ухаживали за детьми-сиротами с инвалидностью, когда те попадали в больницы. Нынешний директор фонда Надежда Арзамасцева пришла в фонд волонтером как раз тогда. Теперь она вспоминает: «Мы так привыкали к ребятам, которым помогали в больницах, что навещали их уже и в детских домах, над кем-то из брали шефство».

Дети росли, и сотрудники фонда поняли, что трудовая деятельность подопечных становится одной из основных проблем. Тогда на грант, полученный от фонда «Православные инициативы» на территории Новодевичьего монастыря была создана первая мастерская — было закуплено оборудование для мини-типографии.

«Почему именно типографию? Во-первых, она могла стать просветительским проектом, чтобы и в духовном плане ребят как-то направлять. Во-вторых, в типографии для ребят есть посильная работа — с резаком, с магнитом, с ламинатором, -– говорит Надежда Арзамасцева. –Ведь сложные операции ребятам с ментальными нарушениями и с нарушениями опорно-двигательного аппарата недоступны».

Несколько раз мастерская переезжала, пока в начале 2019 года не оказалась в здании, где когда-то было подворье Важеезерского монастыря, а также располагался второй дом трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского. Здание расположено на улице, которая когда-то называлась сначала Архангельской, потом Московской, а сейчас до сих пор носит имя Н. К. Крупской.

Вот здесь у Надежды и ее сотрудников получилось открыть еще четыре мастерских — ткацкую, швейную, керамическую и иконописную. Как говорит Надежда, «в типографии все ребята уже не помещались, к тому же, хотелось как-то разнообразить нашу деятельность». К этому времени в фонд давно уже ходили и ребята с инвалидностью, живущие в семьях. Возрастных ограничений нет — те, кому уже исполнилось восемнадцать, продолжают заниматься в мастерских, если испытывают в этом потребность.

Фонд святой блаженной Матроны Московской участвует в городской программе «Социальная занятость». Эта программа рассчитана именно на людей с I и II группой инвалидности, которых никуда не возьмут. Ее смысл в том, чтобы дать людям рабочие места через те организации, которые готовы с ними заниматься.

«По будням у нас ходят три раза в неделю приходят ребята старше 18 лет, они обучаются и работают. Сейчас у нас 24 человека, среди них приблизительно половина — выпускники детских домов. Некоторых мы знаем с 2008 года, некоторые — их друзья, которые раньше жили в тех учреждениях, куда мы не ходили, остальные из семей. У меня в типографии самые сложные ребята — например, с аутизмом, в том числе и не говорящие, или колясочники достаточно тяжелые», рассказывает Арзамасцева.

Понятно, что люди с тяжелыми нарушениями развития, как правило, не могут конкурировать с теми, кто работает на открытом рынке труда, и такая программа для них — в первую очередь именно занятость, а не трудоустройство. Хотя в ее рамках ребята получают небольшую субсидию, как оплату своего труда.

Швейная мастерская производит детские и взрослые платки, экосумки, полотенца, постельное детское бель, ткацкая — шали, ковры, салфетки, керамическая — авторские сувениры, тарелки, типография — ламинированные иконы, открытки, закладки, магниты. В иконописной мастерской ребята готовят доски для икон, покрывают их левкасом, позолотой. Мастера — настоящие энтузиасты, так как в те периоды, когда фонд не получал грантов, они продолжали работать как волонтеры.

Для детей и взрослых с инвалидностью посещение мастерских — важная часть процесса социализации.

«Иногда просто прийти пообщаться настолько важно! Вместе чаю попить — это же дорогого стоит. Многим из ребят пришлось специально учиться ездить сюда, выстраивать маршрут. Те подопечные, у которых сохранный интеллект, брали шефство над другими и ездили вместе. Ребята вообще друг другу помогают. Их ведь воспитывали так: у каждого свои особенности, всех нужно стараться понимать. Мы все здесь такие, какие есть — каждый человек в чем-то несовершенен. Если я устаю, ребята тоже это видят и стараются поддержать. И к нам обращаются не только те, кто может прийти в мастерские. Кто-то лежит дома. Мы приезжаем к ним, ищем выходы из сложных ситуаций. Это стало просто жизнью», — уверена Надежда Арзамасцева.

Игорь Лунев

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.