Posted 12 октября 2020,, 17:15

Published 12 октября 2020,, 17:15

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

«Она пошла по наклонной»: историк Соколов рассказал, почему убил Анастасию Ещенко

12 октября 2020, 17:15
Экс-доцент считает, что любовник аспирантки якобы планировал покушение на «первых лиц государства».

Октябрьский суд Петербурга провел очередное заседание по делу Олега Соколова, обвиняемого в убийстве 24-летней возлюбленной, аспирантки Анастасии Ещенко. По версии следствия, экс-преподаватель СПбГУ в ночь на 8 ноября 2019 года четыре раза выстрелил в девушку, после чего расчленил ее и пытался избавиться от останков, сбросив их в Мойку. Завершить преступление не удалось: историка выловили из реки.

Корреспондент «Росбалта» рассказывает, чем запомнился допрос обвиняемого 12 октября 2020 года и какие вскрылись обстоятельства.

Соколов обвинил СМИ в предвзятости

Подсудимый уличил журналистов в искажении фактов о его личности: СМИ якобы «приговорили» его еще до оглашения итогового судебного решения. Выяснилось, что экс-преподаватель СПбГУ никогда не надевал костюм Наполеона на исторических реконструкциях, а появлялся в образе лишь однажды в зарубежном фильме. Называть себя «сиром» Соколов все-таки просил, однако, по его словам, это распространенное обращение. Оно является аналогом английского «сэр» и не свидетельствует о мании величия.

Обвиняемый уделил много внимания своим научным заслугам

Не менее сорока минут Соколов рассказывал об истоках исторической реконструкции в России, своем вкладе в развитие движения, а также научных достижениях: наградах, преподавании приглашенным профессором во Франции, множестве научных статей и монографий о Наполеоне и по другим вопросам военной истории. Это, по мнению Соколова и его защитника, раскрывает личность обвиняемого — подобное обстоятельство формально входит в предмет доказывания.

Подсудимый признал вину

Адвокат Сергей Лукьянов в начале допроса спросил Соколова, признает ли тот вину в убийстве аспирантки Анастасии Ещенко. Историк ответил незамедлительно: «Да, признаюсь». Такой же ответ подсудимый дал по поводу незаконного хранения оружия — в использовании обреза без разрешительных документов следствие видит отдельную квалификацию, которая может «утяжелить» итоговый приговор по делу.

Момент самого убийства Соколов описал позже, после того как рассказал факты своей биографии и перечислил заслуги. Судья и гособвинители несколько раз просили фигуранта дела говорить более кратко. Адвокат Лукьянов назвал позицию «оппонентов» нарушением принципа равенства и состязательности сторон, а сам историк в итоге воскликнул и схватился за голову: «Почему мне не дают говорить? Почему?» Понадобился перерыв в заседании.

В целом обвиняемый давал показания нервно, неоднократно обращался к собственным записям, переходил на крик. Адвокаты и судья перебивали друг друга.

Соколова связывала «большая любовь» с убитой Ещенко

По утверждениям подсудимого, отношения с аспиранткой условно делятся на два периода. Сперва у них все «было не просто хорошо», а «великолепно», «настоящая большая любовь». Пара планировала родить сына и дочь, а «в физическом плане было все в порядке». Затем поведение Ещенко изменилось, так как она не выдерживала давление: виной тому «страшное чудовище», которое появилось в жизни возлюбленных. Историк намекнул на писателя Евгения Понасенкова, с которым они конфликтовали на фоне разногласий по поводу Наполеона и обвинений в нарушении авторских прав.

На жизнь Соколова и Ещенко повлияли перепалки с Евгением Понасенковым

По утверждению психологов, участвовавших в деле, к моменту преступления историк находился в длительной психотравмирующей ситуации из-за конфликта с «маэстро» Евгением Понасенковым. Любителям исторической науки хорошо известны эти события: оппоненты обвиняли друг друга в плагиате, использовали взаимные оскорбительные реплики.

На заседании 12 октября Соколов вновь заявил о «дикой, бешеной травле» со стороны публициста и его сторонников, упомянул расписанную непечатными репликами парадную в своем доме и психологическом воздействии на Ещенко. По словам подсудимого, девушку в итоге «сломали», «она стала раздражительной, она стала злобной, она на детей стала реагировать дико». Обвиняемый имеет в виду дочерей от предыдущих браков. В конечном итоге, по мнению Соколова, прежде всего, «злые люди» убили их любовь и сломали жизнь, на что «положили два года».

Стали известны подробности убийства аспирантки

Преступлению предшествовала ссора между возлюбленными. Ещенко, по словам подсудимого, кричала, материлась, ругалась на детей и самого Соколова, бросалась на него с кулаками. Сперва историк решил выстрелить в сторону, чтобы успокоить девушку и «заткнуть этот поток гнусных оскорблений». Однако сожительница якобы двинулась к обвиняемому с ножом, и он выстрелил в нее. Мысли об убийстве у Соколова не возникали, все произошло внезапно, его «довели до безумия».

Последующие события подсудимый не уточнил. Провал в памяти растянулся до момента, когда он очнулся и понял, что «стоит на берегу Мойки». Именно там после обнаружат самого Соколова и останки потерпевшей.

У Ещенко мог быть любовник-бандит

По мнению подсудимого, аспирантка изменяла Соколову с «бандитом-рецивидистом», ранее осужденным за разбой, грабежи и находящимся сегодня в федеральном розыске. Об этом историку стало известно постфактум, во время заключения в СИЗО: подробности рассказали другие подследственные из криминального мира. Любовник аспирантки якобы планировал покушение на «первых лиц государства», однако преступление не удалось.

Имя соперника подсудимый отказался публично оглашать, но передал записку судье. Последняя после прочтения дала вялый комментарий: «Понятно».

Как считает Соколов, именно связи с «бандитом» повлияли на то, что «благородная принцесса» изменилась, «стала материться как бандит», «пошла по наклонной плоскости», ведь «с кем поведешься, от того и наберешься». Адвокат потерпевшей призвала суд сделать замечание подсудимому из-за оскорблений, но ходатайство отклонили.

Никита Строгов