Posted 18 ноября 2020,, 12:03

Published 18 ноября 2020,, 12:03

Modified 30 марта, 12:57

Updated 30 марта, 12:57

Сезон охоты на колеса открыт

18 ноября 2020, 12:03
Автомобильные покрышки, выброшенные на несанкционированные свалки, отравляет живые организмы, землю и водоеми, хотя являются полностью перерабатываемым изделием.

Автомобили еще многие десятилетия будут основным видом транспорта. А значит, что еще очень долгое время будет актуальна проблема изношенных покрышек. К тому же в последние годы спрос на колеса только растет. Так, по оценкам одной из международных исследовательских компаний, изучающих отраслевой рынок в 2022 году, ожидается производство 3,2 млрд покрышек, Для сравнения, тремя годами ранее объемы были на 200 млн единиц меньше.

Между тем срок службы изделий не бесконечен: от трех до десяти лет. Многие покрышки попадают на свалки, в том числе несанкционированные,нанося урон окружающей среде. Фильтрат, образующийся из-за гниения твердых отходов, отравляет живые организмы, землю и водоемы.

Проблему осознали как в международных и госструктурах, так и местные активисты. Последние устраивают рейды на местах и выявляют несанкционированные свалки покрышек, после чего отправляют изделия на утилизацию и переработку. Один из таких проектов — квест «Охота на колеса».

(Не)резиновые окраины

Петербургский проект стартовал летом 2017 года. Тогда активистам удалось избавиться от 25 тонн покрышек — опыт оказался удачным. Незатейливые правила привлекают с каждым годом все больше людей.

«„Охота на колеса» — это экологически-командный квест, в котором участники объединяются, чтобы ликвидировать свалки покрышек на природе. Он состоит из двух этапов, — рассказывает руководитель проекта Лидия Ракчеева. — Сперва люди фиксируют отходы, фотографируют их и наносят на карту. Потом мы вместе организуем вывоз колес, находим партнеров, завод по переработке. За все активности участники получают баллы, и в финале мы выявляем команды победителей, которые награждаются призами».

За время проекта волонтеры нанесли на карту 180 свалок на территории Петербурга и Ленобласти. По подсчетам организаторов, речь идет о более чем 9 тыс. покрышек. При этом на переработку отправлено 140 тонн изделий.

По словам Ракчеевой, основное место свалок — лесопарки и пустыри. Чаще всего старые покрышки находят в Приморском, Красносельском, Красногвардейском, Невском и Выборгском районах Петербурга. Нередки «полигоны» и на окраинах, прилегающих к территории Северной столицы.

«Однако в основном это городские, а не областные покрышки», — отмечает руководитель проекта.

Собранные отходы попадают на заводы по переработке. Из резиновой крошки создают покрытие на дорогах, детских площадках, стадионах, маты для спортзала, строительные материалы.

«Благодаря нам переработчики знакомились с заинтересованными балансодержателями территорий. Они открывали совместные пункты приема покрышек», — уточняет Ракчеева.

В ноябре они открылись, например, на проспекте Большевиков, д. 42, улице Салова, д. 40 и ул. Парашютной, д. 45. Полный список организаций можно посмотреть здесь.

(Не)резиновое терпение

Очередная «Охота на колеса» состоялась осенью 2020 года, несмотря на пандемию коронавируса. Участники с 26 сентября по 31 октября искали и фотографировали свалки, после чего вывозили покрышки. В Петербурге квест охватил территорию муниципалитетов Шушары, Коломяги и Южно-Приморского округа. Боролись с отходами и в соседнем регионе: во Всеволожском, Киришском, Выборгском, Гатчинском и Кингисеппском районах.

Десять команд общей численностью 109 человек исследовали промышленные зоны, гаражи, овраги, канавы, территорию вдоль дорог. В итоге на карты попало 59 свалок, из которых тридцать теперь ликвидированы. На переработку участники отправили 67 тонн покрышек: 3 тыс. легковых и 750 грузовых — рекорд за время существования проекта.

Дмитрий Бандурин — житель Киришей, которые регулярно выходит на борьбу с отходами в свободное от работы время. Доброволец трижды организовывал в родном городе «Всемирный день чистоты», регулярно участвует в субботниках с выездами по области, занимается восстановлением зеленых насаждений.

«Все на добровольных началах и за свой счет», — уточняет Бандурин.

В «Охоте на колеса» он участвует второй год подряд. В этот раз — в составе команды «Киришские ликвидаторы», на позиции капитана. В общей сложности участники ликвидировали 294 покрышки.

«Было бы здорово, если бы вывезли все колеса. Но поскольку их объем значительно превышал вместимость автомобиля, который у нас был, удалось собрать только четверть от того, что планировали, — делится впечатлениями Бандурин. — Конечно, были и сложности. Все покрышки находились в лесу, приходилось катать их в трудных условиях. К тому же большая часть — грузовые. Но результатами мы, безусловно, довольны».

«Киришские ликвидаторы» заняли на соревнованиях четвертое место. Бронзу получили жители Мурино из команды «Девяткино моей мечты», серебро — коломяжцы из «Орловского карьера», а победителями оказались выходцы из Сертолово в составе «Сертоловских Артемид».

«Охота на колеса» — экоквест не из легких. Без терпения, организационных талантов и физической выносливости не обходится. Призы от организаторов — приятный бонус, который, конечно, не компенсирует затраченные усилия добровольцев. Однако, как выясняется, по-другому активисты действовать не могут.

«Просто я нетерпим к свалкам на природе. Хочу сделать планету чуточку чище», — резюмирует Бандурин.

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.