Posted 21 ноября 2020,, 11:26

Published 21 ноября 2020,, 11:26

Modified 30 марта, 12:55

Updated 30 марта, 12:55

«В музыку Таривердиева влюбляешься, ее хочется слушать, хочется играть»

21 ноября 2020, 11:26
Композиторский стиль сравним с отпечатком пальца, тембром голоса или почерком, считает дирижер Сергей Поляничко.

Музыка Микаэла Таривердиева узнаваема с первых нот. Композитор, написавший музыку к культовым фильмам, творил и вне киноиндустрии. Исполнители до сих пор мечтают публично сыграть знакомые мелодии, и многим это удастся в преддверии 90-летия со дня рождения Народного артиста РСФСР.

Дирижер, руководитель фестиваля «Бессмертный оркестр» Сергей Поляничко обсудил вместе с корреспондентом «Росбалта» творчество Таривердиева, его «присутствие» в кинокартинах, а также предстоящий концерт «Отражения тишины» — своего рода премьеру из неуслышанного на публике.

— Микаэла Леоновича мы знаем по композициям из «Семнадцати мгновений весны» и «Иронии судьбы», а уже в меньшей степени по отдельным самостоятельным произведениям. Как вы думаете, Таривердиев одинаково органично существовал как в киноиндустрии, так и вне ее?

— У большинства людей Таривердиев, конечно, ассоциируются его с работой в кино. Когда он жил и творил, интернет еще не изобрели, люди узнавали музыку по радио и телевизору. Да, без сомнения, кино — огромная часть жизни Таривердиева. Вот вы упомянули два фильма, мы действительно каждый год их пересматриваем. Есть еще 130 замечательных картин, где звучит музыка Микаэла Леоновича. Не удивительно, что он был так известен публике.

Но Таривердиев не только кинокомпозитор. Он оставил большое творческое наследие: оперы, балеты, симфонии, концерты. В ближайшее время мы представим программу «Отражения тишины». Люди вновь услышат композиции из телефильма «Ольга Сергеевна».

— В одном интервью Вера Таривердиева, жена композитора, сказала, что без его музыки фильмы потеряли бы в поэтике. Как думаете, это правда? Честно, я бы согласился, но при этом не хочется преуменьшать вклад режиссеров. Сразу вспоминается фраза, которую приписывают Алексею Герману: «Если режиссеру понадобилась музыка, значит он не доработал как режиссер». А все-таки без мелодий Таривердиева было бы как будто не то…

— Думаю, Вера Гориславовна имела в виду, что мелодии усиливали восприятие. Да, соглашусь.

Все-таки мы обидим создателей фильмов, если скажем, что кино без музыки не получится. Композитор и режиссер должны друг друга тонко чувствовать, дополнять. На мой взгляд, музыка Микаэла Леоновича поэтично описывает все, что мы видим в кадре, передают зрителю эмоции, усиливает кадр, но это не значит, что режиссер плохо поработал. Я бы даже сказал, что, напротив, Таривердиев сотрудничал с замечательными режиссерами.

— Бесспорно.

— Не знаю, может ли фильм сегодня существовать без музыки. Но музыка может выйти за порог фильма и жить отдельно… Так случилось с музыкой Микаэла Леоновича. Его музыка, написанная для фильмов, обрела самостоятельную жизнь.

Вернемся к изначальному вопросу. Я понимаю вашу логику. Бывает, что мелодии сильнее, чем то, что мы видим на экране, и наоборот. Но в случае Таривердиева и режиссеров, с которыми он работал, ситуация другая. Потрясающее взаимодействие и взаимопонимание.

— Я слышал мнение, что быть кинокомпозитором значит нередко быть ремесленником, который подстраивает свою работу под рамки, под конкретный запрос. Или все-таки в кино возможно настоящее музыкальное искусство, вопреки ограничениям формата? Таривердиев, наверное, тот случай?

— Любой деятельности присуща своя специфика. Я уверен, что Микаэл Леонович украсил фильмы, над которыми работал. Писать музыку — это дар, тем более интуитивно найти для кадра ту самую мелодию, интонацию, поддержать игру актеров, замысел режиссера. Филигранная работа, но без заявки: «Я композитор, и я здесь главный». Таривердиева всегда легко распознать по особой интонации.

— Со дня рождения композитора скоро исполнится 90 лет. В Малом зале Филармонии 22 ноября состоится концерт «Отражения тишины», который вы упомянули. Прозвучит музыка из «Ольги Сергеевны». Расскажите, почему выбрали это кино, как появилась идея?

— Идее всего полгода, но ей предшествовала другая история.

Однажды Вера Таривердиева подарила мне диск, который называется «Отражения тишины» с композициями из фильма. Но когда я спросил у Веры Гориславовны, можем ли мы исполнить музыку, она сказала: «Сережа, у нас есть всего несколько эпизодов, целиком ее никогда не исполняли». А я и не знал! Так и пришла идея расшифровать все произведения из цикла и создать самостоятельную программу.

— Это же наверняка так сложно…

— И правда, двадцать очень непростых композиций, хотя и звучат легко. Расшифровать на слух, поверьте мне, огромный труд. Я рад, что ученику Микаэла Леоновича, композитору Дмитрию Гусеву это удалось.

— Угадывается в «Отражениях тишины», на ваш взгляд, тот Таривердиев, который нам известен?

— Композиторский стиль сравним с отпечатком пальца, тембром голоса или почерком: то, что присуще только одному человеку и никому больше. Если автор одаренный, то, без сомнения, его музыку вы узнаете сразу, по первым нотам. Микаэл Леонович — тот самый случай.

— Сергей, расскажите, что ждет зрителей на концерте?

— Вера Таривердиева выступит со вступительным словом. Затем на сцену выйдет солист Алексей Гориболь, которому придется перевоплотится в самого Микаэла Леоновича Таривердиева.

Перед зрителями предстанут музыканты оркестра «Невский» и дирижер Сергей Поляничко. Концерт пройдет для публики, с соблюдением всех рекомендованных мер безопасности против коронавируса, Кроме того, концерт будет транслироваться в прямом эфире на портале Культура.рф в 20:00.

— И ведь подобные мероприятия проводятся регулярно в последние годы. Все это наводит на мысль, что Таривердиева помнят, а музыка пережила автора. Как думаете, есть ли у нее шансы просуществовать в сердцах слушателей еще долгое время?

— Без сомнений. Прекрасная, изумительной красоты, искренности, чистоты, чувств музыка, которая уже полвека любима многими поколениями людей.

И, конечно, надо поблагодарить и Веру Таривердиеву, которая отдает всю себя без остатка Микаэлу Леоновичу и его творчеству. Впереди 90-летие композитора, и, поверьте мне, во всех регионах будут исполнять его музыку. К тому же мы, зрители, продолжаем смотреть фильмы, в которых звучат композиции Микаэла Леоновича. Но дело не только в этом, на самом деле.

Таривердиев останется в наших сердцах, потому что он настоящий. Потому что выражая свои чувства, он приносил в мир прекрасное. Его музыку хочется слушать, хочется играть. Она меняет людей, и так будет еще очень долгое время.

Беседовал Никита Строгов