Posted 26 ноября 2020,, 14:47

Published 26 ноября 2020,, 14:47

Modified 30 марта, 12:53

Updated 30 марта, 12:53

«Театральное дело — экстремальная профессия»

26 ноября 2020, 14:47
При таких строгих мерах театры не отказались бы от дополнительной помощи, заявляет худрук «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Весной 2020 года коронавирус закрыл культурные учреждения и оставил театры без доходов и зрителей. Сорвалась и главная молодежная премия «Прорыв»: режиссеры, менеджеры, актеры и художники не получили заслуженные награды. Мероприятие перенесли на полгода вперед — и за это время немало произошло.

Как театры выжили под натиском пандемии? Как сотрудники относятся к новым ограничениям и запретам? Получится ли организовать награждение молодых дарований и зачем нужна такая награда? На эти и другие вопросы ответил соучредитель премии «Прорыв», директор — художественный руководитель театра «Приют комедианта» Виктор Минков.

Весной пандемия заметно ударила по театральному сообществу. Какое-то время теплилась надежда, что осенью все наладится. Как думаете, соскучились ли зрители по театрам за тот период, когда они были закрыты?

— Я уверен, что даже в это тяжелое время людям хочется ходить в театр. Для многих спектакли — единственная отдушина, возможность убежать на несколько часов от проблем и окунуться во что-то волшебное, чистое и светлое. Мы с коллегами предприняли все меры, чтобы сохранить здоровье зрителей и работников: закупили средства индивидуальной защиты, регулярно проводим уборку и дезинфекцию в театре…

Однако власти ввели новые ограничения…

— Мне кажется, театры — далеко не главные рассадники инфекций. Открыты торговые центры, функционирует общественный транспорт, заполнены поезда, летают самолеты. Есть распоряжение губернатора по поводу сокращения зрительских мест в зале — мы его выполняем.

Ваше мнение разделяют коллеги?

— Да, хотя все понимают, что запреты вводят не просто так. В Петербурге регистрируют более 3000 больных ежедневно, мы недавно обогнали Москву по количеству летальных исходов за сутки.

Радует, что в этом году мы тратим выделенную городом субсидию, несмотря на отмену спектаклей и снижение всех показателей по государственному заданию. Министерство культуры сообщило, что федеральным театрам возместят разницу в недополученных доходах на 25%. Московским учреждениям обещали компенсировать затраты на заработную плату сотрудникам. Раз уж и в Петербурге вводят такие строгие меры, то мы бы не отказались от дополнительной помощи в плане недополученных доходов от продажи билетов.

Да, ситуация тяжелая. Будем надеяться, власти обратят внимание на проблему. В это непростое время особенно хочется праздника, и вы его устраиваете. Это премия «Прорыв». Тяжело было решиться на перенос мероприятия на осень? Верили, что коронавирус хотя бы в этот раз не помешает планам наградить молодые таланты?

— А нам ничего и не оставалось, как отодвинуть церемонию с 27 апреля на 30 ноября. Это необходимость. Но мы понимали, что все состоится. Иначе и быть не могло.

Премия возникла еще в 2008 году. Срок давний. Поддержка молодых, эксперименты, новаторство — цели неугасающие. Но изменилось ли что-то за эти годы? Чем «Прорыв» был тогда, двенадцать лет назад, и чем стал сейчас?

— Мы были первопроходцами — да и остаемся до сих пор, поскольку это единственная молодежная театральная премия в России. Похожих проектов нет в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми — известных театральных метрополиях. Поэтому гордимся, что именно в Северной столице состоялся «Прорыв».

Многие молодые режиссеры, которые получили премию, сейчас играют ведущую роль в России. Я назову такие имена как Дмитрий Волкострелов, Максим Диденко, Семен Александровский… Петербург продвигает и поставляет кадры стране. То же касается и других номинаций: актерских, художественной, менеджерской.

В этом году конкурсанты подавали заявки вплоть до 7 ноября. Поделитесь цифрами?

— Несмотря на тяжелое ковидное время, поступило 129 заявок. Это очень здорово! Три от театров федерального подчинения, семь от областных, тридцать два — от городских, десять — от муниципальных. От негосударственных театров мы получили 77 заявок! Всего заявители предложили на рассмотрение 51 спектакль. Значит, жюри предстоит большая работа, скучно не будет.

Отразилась ли пандемия на количестве заявок?

— Да, два года назад на «Прорыв» поступило 158 заявок, а в прошлый раз — 188. Как видите, в 2020-м меньше. Театры лишились прежнего финансирования, а на создание новых спектаклей нужны деньги. Негосударственные учреждения оказались практически и вовсе без государственной поддержки, для них стоял вопрос выживания — как бы не оказаться на улице, потому что нечем оплачивать аренду. Поэтому 129 заявок в нынешнем году — огромный успех! При ином раскладе эту цифру можно было бы смело умножить на два.

В каком формате планируется церемония награждения?

— Никто не знает, что будет завтра. Если новые ограничения не введут, то проведем мероприятие офлайн в Молодежном театре на Фонтанке, большая ему благодарность.

Билеты мы, конечно, не продавали, мест немного — всего 240. Придут только приглашенные: номинанты, театральные критики, представители Комитета по культуре, партнеры и спонсоры. Для зрителей организуем онлайн-трансляцию сразу на трех площадках: на официальном сайте премии, на сайте и в соцсетях телеканала «Санкт-Петербург» и в сообществе ВКонтакте «Современный театр». Кто вырвется вперед, определит представительное жюри: Виктор Рыжаков, Марина Давыдова, Роман Должанский. Жанна Зарецкая, Софья Апфельбаум и другие.

А чего ждать от самой церемонии?

— За организацию отвечает режиссер Иван Пачин. Озвучу одну идею, которая мне понравилась: церемония посвящена родителям. Все в нашей жизни происходит благодаря им. Это основной лейтмотив мероприятия.

Будем следить за результатами. Позвольте последний вопрос. «Прорыв» ставит целью поддержать молодых, обратить на них внимание профессионалов и публики. Возможно, пока это еще важно: эйджизм процветает, скепсис сохраняется, социальные лифты не всегда работают. Но настанет ли момент, когда это искусственное разделение «до 35 лет» потеряет актуальность, а с ним — и премия? Конечна ли ее цель?

— Каждый в жизни что-то начинает впервые. Особенно сложно достичь высот в такой, я бы сказал, экстремальной профессии, как театральное дело. Мы замечаем некоторые предубеждения против молодых. Руководители театров не всегда рискуют приглашать никому не известных режиссеров и менеджеров на постановки. А потому я уверен, что премия не потеряет актуальность. Если тебя заметили на независимой площадке и наградили, это мотивирует других, и прежде всего глав театров, обратить на тебя внимание. В итоге на слуху имена новых актеров, актрис, режиссеров, менеджеров, художников. «Прорыв» — это гарантия качества, трамплин для молодых.

Беседовал Никита Строгов