Posted 23 декабря 2020,, 17:16

Published 23 декабря 2020,, 17:16

Modified 30 марта, 12:41

Updated 30 марта, 12:41

«Искусство всегда разное, и к этой идее стоит привыкнуть»

23 декабря 2020, 17:16
Кто-то искренне любит Contemporary Art, а для кого-то это квест, считает Анастасия Курехина.

В Петербурге 26 декабря пройдет XI церемония вручения премии имени Сергея Курехина. Работы художников-экспериментаторов отметят в десяти номинациях: от лучшего визуального проекта и медиа-объекта до Science Art и лучшего текста. Мероприятия ежегодно режиссируют на высшем уровне, и предстоящее награждение — не исключение, обещают организаторы.

Зачем необходима премия в области современного искусства? Меняется ли она? Какие коррективы внесла пандемия? Как пройдет церемония? На эти и другие вопросы ответила Анастасия Курехина, художественный руководитель Центра современного искусства им. Сергея Курехина.

К премиям зрители нередко относятся скептически: участники пришли, полюбовались собой и наградили друг друга. Собственно, иногда так и случается. Закрытые и оторванные от мира мероприятия не редкость. Почему премия Курехина — другая история? Вовлечен ли зритель со стороны?

— Современное искусство пришло давно и, на мой взгляд, стало более доступным, популярным, можно сказать, модным. От этого никуда не уйти, даже для детей соответствующие образовательные программы вводят в музеях за рубежом. И наша премия продолжает эту линию, вызывая интерес у разных зрителей. Она сама по себе живая, церемонии награждения — всегда яркие и непредсказуемые перформансы. Никогда неизвестно, кто станет победителем — каждый раз это большая неожиданность.

Наверное, для молодых получить награду — это своеобразный трамплин…

— Да, конечно. Но и известным художникам, как оказалось, важно получить заслуженную награду. Например, участники творческой группы «AES+F» — мировые знаменитости, до Премии Курехина не получали подобных наград, по крайней мере в России. Это не только очередной пункт в CV, что тоже важно, но еще и признание.

Что изменилось в премии с момента учреждения в 2009 году? Наверняка ведь она развивалась?

— Цель осталась той же: отметить лучшие работы года. Но номинации постоянно меняются. Так, в 2018 году Сергей Кищенко получил награду за «Лучшее произведение визуального искусства». Художник представил проект «Журнал наблюдений 2014-2017» в направлении Science Art. На следующий год нам прислали много работ такого формата. Стало ясно, что пришло время учредить соответствующую номинацию. Также в свое время появились награды за «Лучший фестиваль в области современного искусства», «За продвижение искусства в медиа», «Поэтический перформанс», «Искусство в общественном пространстве», «Лучший медиа-объект».

Много ли работ поступило в нынешнем году? И тяжело ли было отобрать номинантов? Наверное, это большая работа.

— Около тысячи заявок в десяти номинациях. Сформировать лонг-лист нелегко, работа растягивается больше чем на месяц. Занимаются этим кураторы. Кроме того, у нас есть специальный приз, который вручается Французским институтом. Три месяца в Париже на полном содержании с мастерской — серьезная возможность для художника.

Церемония награждения должна была состояться 26 апреля, но пандемия сорвала планы. Вы помните свою реакцию тогда? Была мысль, что мероприятие так и не пройдет в 2020 году?

— Изначально планировался перформанс на одном из старейших рынков Санкт-Петербурга — Мальцевском. Режиссером и автором идеи выступил Николай Комягин, лидер музыкальной группы Shortparis. Мы долго откладывали дату, но в конце концов решили перенести церемонию в подобном виде на следующий год. Пришлось изменить концепцию мероприятия на онлайн-формат, внести правки в каталоги, афиши и фирменный стиль, так как они непосредственно связаны с идеей церемонии. За этот год у нас появилось много работы и много новых идей. «Здесь и сейчас» не так важно. Задуманные проекты рано или поздно воплощаются в жизнь.

Награждение пройдет 26 декабря. Намекнете, что планируется? И в каком формате?

— Часто подобные онлайн-мероприятия скучны, однообразны для зрителей. Поэтому с самого начала мы решили, что будем проводить церемонии красочно, неожиданно, музыкально, динамично. У нас уже были балет, оркестр, электроника, барабанщики… Церемонию в разные годы ставили такие режиссеры, как Виктор Крамер, Андрей Бартенев, Федор Курехин, Театр АХЕ. Каждое награждение не похоже на другое. Надеемся, что и в этот раз всех удивим.

Планируется онлайн- и офлайн-формат: перформанс с дополненной цифровой реальностью, который украсит 3D-модель здания реконструируемого Центра Курехина на Васильевском острове, видеоарт и многое другое.

Утверждается, что цель премии — приобщить людей к современному искусству. Уверен, определенный вклад вы внесли. Вы его ощущаете? Какой-то сдвиг в общественном сознании, предубеждений стало меньше в последние годы?

— Искусство всегда разное, и к этой идее стоит привыкнуть. Кому-то нравятся оперетты, а кому-то — хеви-метал. Любить и принимать все одновременно невозможно. Но точно скажу, что на выставки к нам стало приходить больше людей. Интерес растет, особенно со стороны молодежи. Причем мотивы разные: кто-то искренне любит современное искусство, а для кого-то это квест, возможность ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?»

Беседовал Никита Строгов