Posted 12 января 2021,, 11:02

Published 12 января 2021,, 11:02

Modified 30 марта, 12:36

Updated 30 марта, 12:36

Наследие Corona: лечебные разговоры

12 января 2021, 11:02
Шаг в сторону бурного развития телемедицинских сервисов может оказаться одним из немногочисленных благ, которые принесла пандемия.

Еще недавно идея провести прием пациента по Skype вызывала у большинства медиков отторжение. Сегодня же эксперты уверены, что телемедицина будет активно развиваться.

«Росбалт» продолжает изучать возможные последствия пандемии для Петербурга в цикле «Наследие Corona».

Прогнозы, что локдаун послужит драйвером системы здравоохранения, звучат уже давно. В частности, бурный рост ожидает телемедицину.

Понятие телемедицины включает в себя цифровизацию и диджитализацию управления и внутренних связей в системе здравоохранения (в Петербурге, например, развивается государственный региональный проект по созданию единого цифрового контура). Запись к врачам поликлиник через интернет — тоже элемент телемедицины. Специалисты много говорят о введении цифровых карточек пациентов, о сложностях, которые придется преодолеть, прежде чем появятся электронные рецепты на лекарства, и еще о многом другом.

Тем временем телемедицинские сервисы развиваются, а объем инвестиций в цифровое здравоохранение в России еще до начала цейтнота, в первом квартале 2020 года, успел вырасти на 72%.

Однако для пользователей, пожалуй, главным событием ушедшего года стал психологический прорыв, совершенный под давлением лозунга «не до жиру»: возможность провести прием в ZOOM или Skype перестала казаться немыслимой даже врачам-скептикам, относившимся к этой идее как к чему-то несерьезному. В результате частные компании вводят услуги вроде «доктор онлайн», «дистанционная консультация с врачом с вашего телефона, планшета, компьютера». Не так давно это казалось возможным только при наличии неформальных отношений с каким-либо медиком, который все равно прочел бы вам лекцию о неадекватности подобного способа оценки состояния пациента.

Другие страны сейчас проходят примерно тот же путь, и в некотором смысле приятно думать, что не мы одни «долго раскачивались». Хотя стартовать пришлось, конечно, с разных позиций.

Вот, например, наблюдения журналиста Юлии Жаворонковой из США: «До карантина возможности консультироваться по телефону или „Скайпу“ в Сиэтле, где я живу, не было. Даже с температурой ты без сил должен был ехать в больницу (по домам здесь врачи не ходят, а „скорая“ стоит слишком дорого, чтобы вызвать ее,пока ты не при смерти). Но за полгода больницы и врачи так перестроились на карантинный режим, что, даже открывшись, предлагают пациентам выбор: онлайн или очно. Многие пользуются комбинированным вариантом: на первый прием и осмотр едут в клинику, потом сдают анализы, а дальше общаются уже по „Скайпу“ или „Зуму“. В нашей семье очных визитов к врачам стало второе меньше, и ни от кого от врачей я не слышала, что это плохо для лечения».

Ведущий начмед госпитального региона Хельсинки и Уусимаа Григорий Иоффе рассказал корреспонденту «Росбалта» о финском опыте: «У нас цифровизация здравоохранения началась в 2006-м с психиатрии — несколько энтузиастов университетской клиники Хельсинки решили переломить устаревшие клинические подходы. Мы создали портал, охватывающий все сферы охраны психического здоровья, с услугами автоматическими (информация, программы самопомощи и т. п.), полуавтоматическими (пациент работает с умной психотерапевтической программой, с минимальной поддержкой психолога) и видеосвязью в реальном времени — безопасно, квалифицированно, „сертифицировано“.Мы начали без всяких предсказаний надвигающегося „конца света“, но оказались во всеоружии, когда грянул ковид. Вирус еще и помог стряхнуть очередную порцию нафталина: в 2019-м только 5% посещений проводилось удаленно, сегодня — 80% (нужно меньше помещений, удобно пациентам, персонал может работать на дому, даче, на курорте). Ковид пройдет, а система снова обновилась».

Главный врач Елизаветинской больницы Сергей Петров подчеркнул, что возможности телемедицины особенно важны в плановых ситуациях, диагностически сложных случаях, ведь высококлассных специалистов узкого профиля можно по пальцам сосчитать»

«В нашей больнице, принимающей огромные потоки пациентов по скорой помощи, к сожалению, пользуются телемедициной редко. Будем это направление развивать», — отметил он.

«Ограничения, связанные с эпидемией, сделали формат телемедицинских консультаций актуальными как в качестве альтернативы повторным визитам к врачу, так и для получения достоверной информации, связанной с интерпретацией лабораторных исследований, — подчеркнула заместитель генерального директора лабораторной службы „Хеликс“ Дарья Горякина. — Кроме использования информационных сервисов, мы увидели, что клиенты „распробовали“ удобство оказания услуг на дому. Например, сервис мобильной службы „Хеликс“ для сдачи анализов с апреля по июнь 2020 года вырос в четыре раза по количеству заказов и продолжил рост даже после снятия ограничений по самоизоляции. Новые модели поведения потребителей, скорее всего, сохранятся и после окончания пандемии».

По словам управляющего партнера и главврача МИБС Натальи Березиной, институт, имея в своем составе множество разрозненных диагностических отделений по всей стране и ближнем зарубежье, еще на старте своей деятельности начал использовать телемедицину для удаленного контроля и описания исследований рентгенологами.

«Но в текущем году мы наконец проработали вопрос и внедрили онлайн-консультирование врачами клинических специальностей: проведена большая работа, начиная с аудита порядка предоставления телемедицинских услуг на соответствие действующему законодательству и заканчивая разработкой и аккредитацией платформы в системе ЕСИА», — отметила Березина.

Главврач МИБС уверена, что «сегодняшний осознанный, но вынужденный шаг в сторону телекоммуникаций для многих медицинских организаций — единственное благо, которое нам принесла текущая пандемия».

Татьяна Горячева