eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Петербург

Наследие Corona: лечебные разговоры

Шаг в сторону бурного развития телемедицинских сервисов может оказаться одним из немногочисленных благ, которые принесла пандемия.

14:02, 12.01.2021 // Росбалт, Петербург

© Коллаж ИА «Росбалт»

Еще недавно идея провести прием пациента по Skype вызывала у большинства медиков отторжение. Сегодня же эксперты уверены, что телемедицина будет активно развиваться.

«Росбалт» продолжает изучать возможные последствия пандемии для Петербурга в цикле «Наследие Corona».

Прогнозы, что локдаун послужит драйвером системы здравоохранения, звучат уже давно. В частности, бурный рост ожидает телемедицину.

Понятие телемедицины включает в себя цифровизацию и диджитализацию управления и внутренних связей в системе здравоохранения (в Петербурге, например, развивается государственный региональный проект по созданию единого цифрового контура). Запись к врачам поликлиник через интернет — тоже элемент телемедицины. Специалисты много говорят о введении цифровых карточек пациентов, о сложностях, которые придется преодолеть, прежде чем появятся электронные рецепты на лекарства, и еще о многом другом.

Тем временем телемедицинские сервисы развиваются, а объем инвестиций в цифровое здравоохранение в России еще до начала цейтнота, в первом квартале 2020 года, успел вырасти на 72%.

Наследие Corona: рынок здравоохранения ждут перемены? Уроки пандемии COVID-19 заставляют задуматься об изменении роли частных медицинских учреждений и реформе ОМС.

Однако для пользователей, пожалуй, главным событием ушедшего года стал психологический прорыв, совершенный под давлением лозунга «не до жиру»: возможность провести прием в ZOOM или Skype перестала казаться немыслимой даже врачам-скептикам, относившимся к этой идее как к чему-то несерьезному. В результате частные компании вводят услуги вроде «доктор онлайн», «дистанционная консультация с врачом с вашего телефона, планшета, компьютера». Не так давно это казалось возможным только при наличии неформальных отношений с каким-либо медиком, который все равно прочел бы вам лекцию о неадекватности подобного способа оценки состояния пациента.

Другие страны сейчас проходят примерно тот же путь, и в некотором смысле приятно думать, что не мы одни «долго раскачивались». Хотя стартовать пришлось, конечно, с разных позиций.

Вот, например, наблюдения журналиста Юлии Жаворонковой из США: «До карантина возможности консультироваться по телефону или „Скайпу“ в Сиэтле, где я живу, не было. Даже с температурой ты без сил должен был ехать в больницу (по домам здесь врачи не ходят, а „скорая“ стоит слишком дорого, чтобы вызвать ее,пока ты не при смерти). Но за полгода больницы и врачи так перестроились на карантинный режим, что, даже открывшись, предлагают пациентам выбор: онлайн или очно. Многие пользуются комбинированным вариантом: на первый прием и осмотр едут в клинику, потом сдают анализы, а дальше общаются уже по „Скайпу“ или „Зуму“. В нашей семье очных визитов к врачам стало второе меньше, и ни от кого от врачей я не слышала, что это плохо для лечения».

Ведущий начмед госпитального региона Хельсинки и Уусимаа Григорий Иоффе рассказал корреспонденту «Росбалта» о финском опыте: «У нас цифровизация здравоохранения началась в 2006-м с психиатрии — несколько энтузиастов университетской клиники Хельсинки решили переломить устаревшие клинические подходы. Мы создали портал, охватывающий все сферы охраны психического здоровья, с услугами автоматическими (информация, программы самопомощи и т. п.), полуавтоматическими (пациент работает с умной психотерапевтической программой, с минимальной поддержкой психолога) и видеосвязью в реальном времени — безопасно, квалифицированно, „сертифицировано“.Мы начали без всяких предсказаний надвигающегося „конца света“, но оказались во всеоружии, когда грянул ковид. Вирус еще и помог стряхнуть очередную порцию нафталина: в 2019-м только 5% посещений проводилось удаленно, сегодня — 80% (нужно меньше помещений, удобно пациентам, персонал может работать на дому, даче, на курорте). Ковид пройдет, а система снова обновилась».

Ковид: фейки от отчаяния? Люди по советам из соцсетей готовятся спасать себя от коронавируса самостоятельно, поскольку не верят, что им поможет власть или полуразрушенная медицина.

Главный врач Елизаветинской больницы Сергей Петров подчеркнул, что возможности телемедицины особенно важны в плановых ситуациях, диагностически сложных случаях, ведь высококлассных специалистов узкого профиля можно по пальцам сосчитать»

«В нашей больнице, принимающей огромные потоки пациентов по скорой помощи, к сожалению, пользуются телемедициной редко. Будем это направление развивать», — отметил он.

«Ограничения, связанные с эпидемией, сделали формат телемедицинских консультаций актуальными как в качестве альтернативы повторным визитам к врачу, так и для получения достоверной информации, связанной с интерпретацией лабораторных исследований, — подчеркнула заместитель генерального директора лабораторной службы „Хеликс“ Дарья Горякина. — Кроме использования информационных сервисов, мы увидели, что клиенты „распробовали“ удобство оказания услуг на дому. Например, сервис мобильной службы „Хеликс“ для сдачи анализов с апреля по июнь 2020 года вырос в четыре раза по количеству заказов и продолжил рост даже после снятия ограничений по самоизоляции. Новые модели поведения потребителей, скорее всего, сохранятся и после окончания пандемии».

По словам управляющего партнера и главврача МИБС Натальи Березиной, институт, имея в своем составе множество разрозненных диагностических отделений по всей стране и ближнем зарубежье, еще на старте своей деятельности начал использовать телемедицину для удаленного контроля и описания исследований рентгенологами.

«Но в текущем году мы наконец проработали вопрос и внедрили онлайн-консультирование врачами клинических специальностей: проведена большая работа, начиная с аудита порядка предоставления телемедицинских услуг на соответствие действующему законодательству и заканчивая разработкой и аккредитацией платформы в системе ЕСИА», — отметила Березина.

Главврач МИБС уверена, что «сегодняшний осознанный, но вынужденный шаг в сторону телекоммуникаций для многих медицинских организаций — единственное благо, которое нам принесла текущая пандемия».

Татьяна Горячева

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: -5°
Санкт-Петербург: -2°