Posted 28 января 2021,, 14:32

Published 28 января 2021,, 14:32

Modified 30 марта, 12:28

Updated 30 марта, 12:28

Рак, от которого человечество может избавиться навсегда

28 января 2021, 14:32
Массовая вакцинация способна решить проблему онкологии шейки матки. При этом ситуация в России на этом направлении не внушает оптимизма.

Вирусом папилломы человека (ВПЧ) заражено большинство людей, ведущих половую жизнь. Однако основную угрозу он представляет для женщин: от неприятных интимных болезней до рака шейки матки. На развитие опухоли уходят десятилетия, и предотвратить ее просто — прийти вовремя к врачу и провести несложную процедуру. В России, однако, скрининг не развит. Мало кто знает и о прививке, тогда как массовая вакцинация способна победить рак шейки матки навсегда. В январе, месяце осведомленности о заболевании, рассказываем, как распознать и вылечить опухоль.

Избирательный вирус

Большинство мужчин и женщин, ведущих активную половую жизнь, заражаются вирусом папилломы человека. Передается он легко — через вагинальный, анальный, оральный секс, а также при использовании секс-игрушек. Обычно инфекция не создает неудобства и проходит за пару месяцев. Между тем некоторые типы ВПЧ опасны.

Часть из них влекут неприятные и заразные болезни, например остроконечные кондиломы — наросты на половых органах. Другие разновидности вызывают рак ануса, вульвы, влагалища, пениса и рта.

Опухоль шейки матки — самое распространенное заболевание, связанное с ВПЧ. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2018 году диагноз поставили 570 тыс. человек, на этот вид рака пришлось 7,5% смертельных случаев женщин от онкологии. В России ежегодно выявляют около 17-18 тыс. человек.

«Мы наблюдаем тенденцию к омоложению рака шейки матки. Количество пациентов до 40 лет значительно увеличилось», — рассказывает национальный представитель РФ в Европейском обществе онкогинекологов ЭНИГО, хирург отделения онкогинекологии Петербургского онкоцентра Антон Ильин.

Его коллега из Городского клинического онкодиспансера (ГКОД) Сергей Молчанов уточняет: чаще всего первый пик приходится на 30-летних, а второй — на людей в возрасте около 50 лет. Встречается опухоль и у людей помладше.

«Основной фактор развития рака — раннее начало половой жизни. Другой — большое количество половых контактов либо наличие партнера, ведущего активную сексуальную жизнь», — отметил Молчанов, заведующий третьим онкогинекологическим отделением ГКОД Петербурга.

Сама по себе физиология открывает возможности для вируса.

«У женщин во время полового созревания и беременности зона трансформации на шейке матки увеличивается. Контакт с ВПЧ в это время способствует развитию инфекции», — следует из документов ВОЗ.

Механизм развития болезни такой. «Онкологические» типы вируса заражают и деформируют клетки, из-за чего те бесконтрольно размножаются. Возникает предраковое состояние, которое без вмешательства врача перерастает в опухоль. Как правило, процесс длительный и занимает десять-двадцать лет и более, отмечают онкологи.

Обратиться к врачу стоит, если женщина замечает следующие симптомы. На ранней стадии возможны нерегулярные кровянистые выделения и небольшие кровотечения между менструациями, после полового акта и после климакса. Тревожным сигналом будут обильные выделения из влагалища, нередко с неприятным запахом. С ухудшением состояния диагностируют потерю веса, аппетита, усталость, отек или боли в ногах, постоянные боли в спине и тазе.

«У женщин с ослабленной иммунной системой, например с ВИЧ-инфекцией при отсутствии лечения, на развитие рака может потребоваться пять-десять лет», — отмечают в ВОЗ, добавляя, что в зоне риска также курящие.

Масштабные цели

Рак шейки матки считается единственным онкологическим заболеванием, от которого человечество может избавиться навсегда. Еще в 2018 году 194 страны подписали коллективное обращение. Спустя два года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию — первую из подобных в истории. Эксперты подготовили обширную программу борьбы с опухолью.

Во-первых, прививать против ВПЧ стоит девочек 9-14 лет — в этом возрасте они еще, как правило, не начинают половую жизнь, а потому риски инфицирования минимальны а затраты здравоохранения закономерно окупаются. Всего зарегистрированы три препарата с высокой доказанной эффективностью. В ближайшее десятилетие планируется привить 90% девочек до 15 лет — такую амбициозную цель ставят в ВОЗ.

«Идеальный вариант — до полового созревания. Но успешно можно вакцинировать и до 40 лет», — рассказывает онколог Ильин.

Молчанов в свою очередь предупреждает: национальную программу в России пока не ввели. Прививка платная. В одной из петербургских компаний стоимость достигает 9,5 тыс. рублей.

«Если грамотно запускать вакцинацию, с широким охватом, в идеале среди девочек до начала половой жизни, тогда риски значительно снижаются, хотя и не на 100%. Типов вируса около ста, а препарат направлен на конкретные два. Сейчас разрабатывают вакцины, которые затронут большее число разновидностей ВПЧ», — уточняет онколог.

Среди прочих мер эксперты называют просвещение детей в вопросах ведения половой жизни и контрацепции.

Во-вторых, важна вторичная профилактика. Женщинам старше тридцати лет стоит проходить регулярный скрининг. Как правило, речь идет о цитологическом мазке. Процедура необходима, даже если пациент чувствует себя здоровым. Врач может выявить ВПЧ-инфекцию, предраковое состояние или рак на ранней стадии, когда симптомов нет, а шансы на успешное лечение высоки.

На деле ситуация в России не внушает оптимизма. Эксперты говорят о недостаточном числе экспертов-цитологов.

«К сожалению, методы скрининга далеки от совершенства. Классический мазок, который используется почти во всех женских консультациях, имеет очень низкую чувствительность и практически бесполезен», — предупреждает Ильин.

Молчанов подтверждает опасения коллеги. По словам онколога, без широкого охвата граждан программы скрининга работают плохо. Это не значит, что обследоваться не стоит.

Когда опухоли еще нет, но зараженные клетки распространились, врачи прибегают к несложной процедуре — срезают патологические ткани с помощью тонкой проволочной петли. Затем шейку матки прижигают, чтобы остановить кровотечение. Процесс занимает около десяти минут, пациенту назначают местный наркоз. Заживать ткани будут около 4-6 недель.

Другое лечение показано женщинам, которым диагностировали рак. Выбор методики зависит от стадии болезни. Возможны хирургическое вмешательство, лучевая и химиотерапия. Как утверждает Ильин, на ранних этапах выживаемость составляет более 90%.

«В России женщины плохо осведомлены о раке шейки матки. Есть, конечно, категория людей, которые регулярно проходят осмотры — это касается госучреждений, в частности. Но кто-то не обследуется совсем либо редко, — возмущается Молчанов. — Люди предпенсионного возраста, бывает, годам не ходят к гинекологу. Это низкий уровень социальной ответственности и заботы о собственном здоровье».

Никита Строгов

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.